Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Интернет переполнен информацией о раннем развитии детей. Но иногда создаётся впечатление, что оно сводится только к чтению.

Так же и в практике. На родительском собрании в первой младшей группе (2-3 года) родители задали вопрос: как учить ребёнка читать уже в этом возрасте. Считается, так развиваем одарённость.

Думаю, авторы серьёзных разработок в этом направлении с таким подходом вряд ли согласились бы. Для детей указанного возраста актуальны несколько другие вещи. Однако если уж речь зашла о чтении, то о нём и поговорим. 

Интерес к чтению

Самый лучший результат достигается, когда ребёнок сам хочет чему-нибудь научиться. Ему интересно. В психологии это называется зоной ближайшего развития. На схеме развитие выглядит так. Касается это не только чтения, но и любых других навыков.

  1. Внутри пространство «САМ». Здесь всё, что ребёнок уже умеет. Он делает это сам, не требуя помощи.
  2. Внешняя зона – это малыш когда-нибудь сможет, его задатки.
  3. Нам интересно пространство между ними, определяемое так: этого я не умею, но очень хочу и с твоей помощью научусь.

Многие сразу спросят: а если не интересуется чтением, читать никак не заставить? В самом деле, что делать. Для возникновения желания читать полезно пройти с малышом несколько подготовительных этапов. То есть он должен пройти естественный путь развития навыков чтения. Он включает ряд этапов (схема К. Несютиной).

Естественный путь к чтению

Этапы развития интереса к чтениюПрежде посмотрим, на каком этапе ребёнок находится, чтобы ликвидировать пробелы пропущенных этапов. Например, он уже читает слова и предложения. Но из-за пробелов на предыдущих ступенях (так вышло или из-за вашей торопливости) у него нет интереса к чтению, и приходится его заставлять. Отыскав и устранив пробелы, можно сделать чтение любимым занятием.

Интерес к чтению: окружение

Чтобы ребёнок захотел научиться читать, нужно правильное окружение. Что понимается под окружением? Всё вокруг: люди, предметы, мысли, настроения и прочее, влияющее на настроение малыша. Будем разбираться конкретно с окружением. Многие скажут: эти постулаты давно известны. Но известность не делает их менее значимыми. Именно их отсутствие препятствует появлению у многих ребят интереса к чтению. Перечислим элементы окружения по убыванию значимости для чтения (от самых важных до менее важных).

  1. Родители, читающие с удовольствием, один из главных элементов окружения. Это не должно быть чтение перед ребёнком напоказ. Не имеет значения где и сколько вы читаете. Если в семье читают, то это обязательно проскальзывает в разговорах, покупке книг… Дети в любом случае это слышат, понимают, что родители где-то прочитали. И чтение становится для них нормальным элементом жизни.
  2. Чтение малышу. Можно начинать читать уже в 6-8 месяцев. Поначалу это разглядывание картинок в книжках с толстыми картонными (или другими не рвущимися) страницами. Просто называем предметы: одно-два слова. Это долгий по времени процесс, его не стоит форсировать. Само собой годовалому малышу вы не будете читать длинные сказки. Но пропускать этот этап знакомства с книжкой было бы неразумно для мамы. Сейчас в книжки встраивают звучащие элементы: песенки, потешки; игрушки, привлекающие внимание. В различных бытовых ситуациях можно предлагать ребёнку книжку, рассматривая по одной страничке, играя с нею.
  3. Чтение в детском саду весьма полезно для посещающего детское учреждение ребёнка.
  4. Для ребёнка постарше можно подписать крупными буквами картинки в энциклопедии, покупать наборы предметных картинок с надписями. Надписи обычно мелковаты. Но их можно заклеить бумажным скотчем с крупно напечатанными буквами. На обратной стороне обойной бумаги можно сделать плакат с понравившимися животными, предметами и крупными надписями приблизительно 6-8 см.
  5. Кубики с буквами, магнитные буквы тоже будут полезны. Необязательно при игре называть или вообще как-то учить эти буквы. Хорошо, если они просто будут использоваться вами во время игр.
  6. Примерно с 2 лет можно обзавестись плакатом с фотографиями родственников с подписями.
  7. Обращать внимание на заголовки и надписи на улице. Вот аптека, а здесь написано, что это аптека. При этом не требуйте, чтобы ребёнок назвал какую-то букву, прочитал что-то. На данном этапе это не главное. Просто мы должны показывать ему письменную речь, нас повсюду окружающую. Как мы окружаем малыша устной речью и он начинает говорить, так разумно его окружать письменной речью, чтобы он захотел читать.

Разрушает интерес к чтению телевизор, планшет. Разумеется в каждой семье ситуация с этим своя. У кого-то бабушки-дедушки привыкли смотреть телевизор, кто-то с мужем не может договориться. В любом случае надо искать разумные компромиссы.

Следуя этим простым советам, примерно к 4-5 годам есть шанс услышать от ребёнка вопросы о буквах и первые попытки читать и писать. Пока не сформировано соответствующее окружение интерес к чтению вряд ли появится.

Следующий важный момент развития интереса к чтению: игры. О том, что это за игры далее...

Комментарии   
Матвеев Роман
0 #4 Матвеев Роман 16.11.2017 15:41
А вот меня сколько не заставляли читать в детстве - там и не прижили желание.
Хотя некоторые книги с удовольствием читаю. Главное - чтоб нравилось)
Цитировать
Дмитрий с Буридо
0 #3 Дмитрий с Буридо 24.10.2017 06:11
Согласен с тем, что очень важно различать, нам хочется, чтобы ребенок начал читать, или у него самого это желание сформировалось.
Родительские амбиции тут бывают деструктивны.
Цитировать
Лидия/tytvkysn
0 #2 Лидия/tytvkysn 22.10.2017 10:25
Дочь уже в 3.5 года бегло читала. Начинали мы все в легкой игровой форме, я даже не задавалась целью так рано научить ребенка читать. Просто много ей читала, читала стихи, которые дочь запоминала наизусть. Показывала буквы. Потом она сама, зная наизусть стихи и буквы, проводя аналогию понемногу научилась читать.
Цитировать
Надежда
0 #1 Надежда 19.10.2017 18:58
Стараемся развиваться как выдастся минутка. Люблю читать малышке 2 года, она же пытается повторить за мной каждое слово!
Цитировать
Добавить комментарий