Маленького ребёнка не посадишь за стол и не устроишь занятие. Важно понять, когда пришло время для обучения дошкольника чтению.
Интерес к чтению
Что делать когда ребёнок проявляет интерес к буквам? Когда они становятся зоной его ближайшего развития, и малыш переходит на второй этап естественного пути к чтению. Перечислим звоночки, позволяющие понять: малышу стали интересны буквы, и он хочет научиться читать.
- Начинает расспрашивать, что за буквы там здесь, тычет в них пальцем, может назвать, если от кого-то слышал.
- Берёт книжку и изображает, что он читает. Конечно, это не чтение. Просто ребёнок «шпарит» наизусть текст сказки или стиха
- Пытается писать буквы. (Пишет не буквы, а закорючки). Тоже сталкиваемся.
- Часто спрашивает: что тут написано. (Вывески, этикетки и прочее)
Игры с буквами
Заметив интерес, можно переходить к активным играм с буквами. Игр этих бесчисленное множество. Взрослые и сами могут придумать игры по ходу дела.
Родители спрашивают о методиках обучения чтению. Чаще всего их применяют специалисты. Наверно у каждой мамы, научившей своего ребёнка читать, свой набор методов. Но все играли. Я тоже не учила своих детей читать по какой-либо одной методике. Была игра в школу. Просто они писали слова печатными буквами. Писали много, просили диктовать длинные слова. Алфавит отдельно не учили, письмо и чтение не разделяли.
Игры с магнитными буквами
Хорошо, если они есть в доме. Ведь писать можно не только ручкой или карандашом, но и выкладывая буквы на магнитной доске. Полезно иметь 2-3 набора.
Рассыпавшиеся буквы
Инструкция. Слово рассыпалось на буквы А, У. Собери слово на доске.
Слово собирается, а потом прочитывается.
Волшебный мешочек
Из мешочка выбираем на ощупь нужную букву из имеющихся 2-4 букв. Это не очень просто, особенно поначалу. Игру можно усложнять. Рассыпавшиеся буквы найти на ощупь и выложить из них слово.
Переделываем слово
Пишем магнитными буквами слово СОМ. А теперь переделываем его в слово ДОМ, заменяя букву. При затруднениях в понимании выложите оба слова друг под другом и посмотрите, чем они похожи и чем отличаются. Заменим одну букву на другую, получим другое слово. Не может ребёнок сам прочитать, читайте вместе.
Загадки и кроссворды
Загадки самые простые бытового характера. Например, в реке плавает рыба с усами (СОМ). Отгадку выкладываем буквами.
Сочинение сказок
Сказки возьмём известные или придумаем сами. Некоторые слова не проговариваем, а выкладываем из магнитных букв на магнитной доске или на любом металлическом предмете. Лучше всего подойдёт холодильник. Если ребёнок уже более-менее читает простые слова, он читает сам. Либо читайте вместе.
Игры с карточками
Карточки не обязательно покупать. Отрежьте кусок бумаги, напишите фломастером буквы – вот вам и карточка.
Игра с междометиями. Это самые простые словечки: ОЙ, АЙ, АХ, УХ, ОХ, ЭЙ, ЭХ. Вытаскиваете по очереди карточку, читаете надпись и придумываете предложение, чем смешнее, тем лучше.
Съедобные слова
Пишем на карточках слова, обозначающие съедобные вещи: конфета, каша, молоко, сок, кефир и прочее. Каждую карточку разрезаем на 2 части, перемешиваем, а потом подбираем части друг к другу. Неправильно собранные слова тоже читайте. С одной стороны это весело (получаются всякие чудные слова), с другой – развивается чувствительность к слову.
Слова могут быть несъедобные, домашние, транспортные, цветочные, овощные, фруктовые и прочие. Сперва ограничиваем набор слов принадлежностью к определённой группе, чтобы ребёнку было легче ориентироваться. При появлении опыта подойдут любые несложные слова.
Поиск по словам
Где-нибудь прячете конфетку, игрушку, а ребёнок должен её найти по письменным ориентирам. На отдельных карточках пишете простые названия предметов в вашем доме, по которым он будет определять траекторию. Карточки раскладываете по своим местам. Например, поиск начинается на кухонном столе. Здесь ребёнок находит карточку со словом ВАННА, в ванной комнате карточку ОКНО, на окне ВЕШАЛКА и так далее. Два условия: не делайте цепочку слов слишком длинной и помогайте читать слова при затруднениях.
Играть можно на улице, в детском саду. В детском саду это вообще интересно. Можно карточки друг другу передавать.
Почтальон
Пишете записки членам семьи, а малыш разносит их по надписям на «конверте». В детском коллективе в эту игру тоже интереснее играется.
Песочные часы
Легко сделать самостоятельно. Пишем на карточках слоги и раскладываем их на столе. Читаем слоги и припоминаем слова, в которых слог содержится. Например, слог РО: ведро, роза, Рома, роща, корова, ромашка, рокот…
Сперва надо научиться играть вдвоём мамой. Применима игра и в групповой форме. У нас обычно играют 4-5 ребят за столом. Слоги открыты. По очереди берём слог, читаем, придумываем слово.
Правила можно усложнить: ориентироваться на песочные часы. Карточки на столе рубашкой вниз. Играющий берёт карточку, одновременно переворачивая песочные часы. Пока песок сыпется, надо назвать как можно больше слов со слогом. Ведущий ставит каждому игроку палочку за правильный ответ. Если ответ неправильный, одна из уже заработанных палочек вычёркивается. То есть вносится соревновательный элемент.
Тут надо учесть, что сразу назвать много слов дошкольник не может. Поэтому начинаем с одного слова. Здорово, если назовёт больше.
Чтение в сюжетно-ролевой игре
- Можно подписать название продуктов в игре «Магазин». Другой вариант: написать список продуктов, которые надо купить в магазине.
- Военные игры: пишем, а затем читаем команды капитана (командира): вперёд, назад, поворот.
- Транспортные игры: подпишем названия остановок.
- Прогулка по городу: названия улиц, по которым надо пройти. Названия деревьев в парке.
- Больница: подписи для хранения инструментов, лекарств.
Часто чтение ассоциируется с букварём или азбукой. Но маленьким детям гораздо полезнее обучаться не по школьному типу, а в игре. Это для них естественно. От игр переходим к сочинению.
Комментарии
У меня вот бывшие коллеги сейчас жалуются, что крайне трудно работать с детишками с поздно диагностированной задержкой речевого развития, дислексиками, детишками из семей, где дома вообще не говорят на русском языке. Впрочем, здесь все равно рецепт тот же - учить чтению в игровом формате, потому как иного они могут и не потянуть.
Образование, Елена, нынче инклюзивное: и норма и не норма - все в одном классе, но всех учитель должен учить по-разному с одинаковым результатом на выходе. А игра - она для всех. И мотивировать, и обучить помогает.
Да, инклюзивное обучение - то, чего раньше не было. Когда я училась на деффаке, это считалось капиталистическими выдумками:)
А вопрос мотивации, пожалуй, ключевой в такой ситуации.