Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Образец для шершавых букв МонтессориПойдем вслед за Монтессори. Обучение любым понятиям, в том числе буквам у нее происходит в три приема, о которых мы говорили раньше. В современной Монтессори-педагогике этот метод обучения называется "трехступенчатый урок". Впервые в русскоязычной литературе он был описан Сухотиной-Толстой Т. Л.

Приступая к работе с шершавыми буквами, важно учесть следующее.

 Работа с буквами начинается с гласных, а потом изучаются согласные. Предъявляются буквы в произвольном порядке.

  1. Буквы употребляются рукописные.
  2. Очень важно! Ни в коем случае не называйте буквы, как в алфавите: "ЭМ", "ЭР" и т.д. Буквы надо называть как звуки , коротко и четко: М,Р,С и так все согласные.
  3. Вводить за один раз можно не более 4 новых букв. Мы начинали с двух. Когда дети входят во вкус, количество букв можно увеличить, добавляя по одной.
  4. Ступени урока не разделены во времени. Они идут подряд друг за другом.

Трехступенчатый урок Монтессори

I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две буквы, например, А и И, и, по очереди беря в руку ту и другую букву, говорим: это А, это И. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе буквы, держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы. Детям постарше (5-7 лет) мы даем образец, где нарисованы точки начала обводки и линии ее направления. По ним они обводят буквы.

Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.

"Здесь одновременно действуют три чувства", - писала Монтессори, - "чувство зрительное, чувство осязательное и чувство мускульное; поэтому образ графического знака запечатлевается в срок много короче того, в который это делается в обыкновенных школах при помощи одного зрения".

Кроме того, надо заметить, что в ребенке мускульная память самая сильная, самая быстрая. Дети иногда не узнают буквы, глядя на нее, но узнают ее при ощупывании.

II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне А. Потом: дай мне И. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми буквами. Приведем примеры.

  1. Дай мне А, а себе возьми И.
  2. Положи А в коробку, а И на подоконник.
  3. А возьми в левую руку, а И в правую.

Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые буквы. Тогда взрослый дает ему обвести их двумя пальцами (указательным и средним). Если же он и осязанием не различает одной буквы от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день. Монтессори не допускает принуждения к усилию. Если ребенок не понимает, не запоминает, ошибается, - его надо оставить: это значит, что он не готов к восприятию того, чему вы пытаетесь его научить.

III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две буквы, спрашиваете у него: "Какая это буква? А это какая?"

Так вы поступаете со всей шершавой азбукой.

Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете. Иногда взрослые возмущаются: повторять одно и то же – это так скучно. На самом деле скучно взрослым, потому что они все знают, а не детям.

Таким образом, по алфавиту из шероховатой наждачной бумаги ребенок выучивается обводить буквы. Уметь обводить шершавые буквы - значит знать правильное направление штриха при написании буквы.

Но для того, чтобы писать, недостаточно только знать, как пишется буква, надо еще уметь написать ее. К этому подготавливают определенные упражнения. О них мы поговорим далее...

Комментарии  

0 # ольга 15.11.2012 04:44
Очень полезная информация для родителей. Не знала, что есть Трехступенчатый урок Монтессори.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Lada 15.11.2012 19:18
Интересно, а методы Монтессори сочетаются с другими, в комплексе, или это не предусмотрено изначально, ведь к обучению ребёнка можно подобрать разные методы, ему более подходящие?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 15.11.2012 20:02
Да, разумеется, методов обучения в дошкольном возрасте достаточно. Мне нравится методика Гленна Домана, обучение Зайцева и др. Но надо сказать, что каждая из них имеет свой уклон. Методика Монтессори сенсорная. Я даю материал по разным системам обучения, чтобы родители могли разобраться и выбрать сознательно, как заниматься с ребенком.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Lada 16.11.2012 01:16
Спасибо, Галина, за ответ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Laralaram 15.11.2012 23:06
я сама бывший учитель... а вот о таком слышу впервые! Интересно очень! Спасибо за такую необычную информацию!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Василий 17.11.2012 00:34
Замечательный метод. А детские дошкольные учреждения его не применяют. Безусловно родители должны заботиться о развитии своего ребенка. Как бы не было скучно, но это необходимо. Воспитание ребенка очень ответственная миссия.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда 19.11.2012 08:37
Помню, с каким трудом учила своего ребенка буквам и читать. А все оказывается можно было бы сделать проще и лучше.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Valeria 19.11.2012 21:04
Хороший урок. В будущем пригодится.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+2 # Ольга 19.10.2016 07:24
Немного неточно показан второй этап. Дай мне, покажи мне - это уже третий этап. Потому что это уже узнавание! Тут лучше давать самим, слегка пододвигать, как-то обозначать, постепенно снижая объем подсказки.
Также "покажи, дай" - это третий этап, например, для неговорящих детей.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Юлия 07.12.2016 16:47
Позвольте внести небольшую поправку. Мы не держим руку ребёнка при обведении контуров букв на первой ступени урока. Мы демонстрируем сначала своей рукой (а точнее своими двумя пальцами), а потом предлагаем ребёнку сделать то же самое.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Марина 08.12.2016 00:10
Когда ребёнок освоил процедуру, мы тоже предоставляем ему самостоятельность. Здесь же речь идёт о начале обучения. Кроме того, дети разные. Например, аутист вряд ли сможет обводить буквы самостоятельно. Во всяком случае мне не приходилось видеть таких аутистов. Ребёнку с ДЦП тоже надо помогать на первых порах.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий