Пойдем вслед за Монтессори. Обучение любым понятиям, в том числе буквам у нее происходит в три приема, о которых мы говорили раньше. В современной Монтессори-педагогике этот метод обучения называется "трехступенчатый урок". Впервые в русскоязычной литературе он был описан Сухотиной-Толстой Т. Л.
Приступая к работе с шершавыми буквами, важно учесть следующее.
Работа с буквами начинается с гласных, а потом изучаются согласные. Предъявляются буквы в произвольном порядке.
- Буквы употребляются рукописные.
- Очень важно! Ни в коем случае не называйте буквы, как в алфавите: "ЭМ", "ЭР" и т.д. Буквы надо называть как звуки , коротко и четко: М,Р,С и так все согласные.
- Вводить за один раз можно не более 4 новых букв. Мы начинали с двух. Когда дети входят во вкус, количество букв можно увеличить, добавляя по одной.
- Ступени урока не разделены во времени. Они идут подряд друг за другом.
Трехступенчатый урок Монтессори
I этап (ступень) урока: кладем перед ребенком две буквы, например, А и И, и, по очереди беря в руку ту и другую букву, говорим: это А, это И. Затем двумя пальчиками ребенка, указательным и средним, обводим обе буквы, держа его руку в своей. Ведем его пальцы по направлению написания буквы. Детям постарше (5-7 лет) мы даем образец, где нарисованы точки начала обводки и линии ее направления. По ним они обводят буквы.
Пальцы ребенка сами собой следят за шероховатостью буквы и, когда соскальзывают на гладкую поверхность картона, он сам себя поправляет. Ребенка это забавляет, и он много раз повторяет это упражнение, - иногда даже с завязанными глазами, и таким образом, еще не обучаясь письму, уже выучивается писать.
"Здесь одновременно действуют три чувства", - писала Монтессори, - "чувство зрительное, чувство осязательное и чувство мускульное; поэтому образ графического знака запечатлевается в срок много короче того, в который это делается в обыкновенных школах при помощи одного зрения".
Кроме того, надо заметить, что в ребенке мускульная память самая сильная, самая быстрая. Дети иногда не узнают буквы, глядя на нее, но узнают ее при ощупывании.
II этап (ступень): взрослый говорит ребенку: дай мне А. Потом: дай мне И. На этом этапе можно придумывать разные варианты игры с шершавыми буквами. Приведем примеры.
- Дай мне А, а себе возьми И.
- Положи А в коробку, а И на подоконник.
- А возьми в левую руку, а И в правую.
Но бывает, что ребенок ошибается и не умеет зрительно дифференцировать шершавые буквы. Тогда взрослый дает ему обвести их двумя пальцами (указательным и средним). Если же он и осязанием не различает одной буквы от другой - урок прекращается и возобновляется в какой-нибудь другой день. Монтессори не допускает принуждения к усилию. Если ребенок не понимает, не запоминает, ошибается, - его надо оставить: это значит, что он не готов к восприятию того, чему вы пытаетесь его научить.
III этап (ступень): если два первые этапа удовлетворительно пройдены, - вы приступаете к третьему, который состоит в том, что вы, положив перед своим маленьким учеником две буквы, спрашиваете у него: "Какая это буква? А это какая?"
Так вы поступаете со всей шершавой азбукой.
Продолжительность урока зависит от ребенка. Если видите, что он устал, занятие прекращаете. Иногда взрослые возмущаются: повторять одно и то же – это так скучно. На самом деле скучно взрослым, потому что они все знают, а не детям.
Таким образом, по алфавиту из шероховатой наждачной бумаги ребенок выучивается обводить буквы. Уметь обводить шершавые буквы - значит знать правильное направление штриха при написании буквы.
Но для того, чтобы писать, недостаточно только знать, как пишется буква, надо еще уметь написать ее. К этому подготавливают определенные упражнения. О них мы поговорим далее...
Комментарии
Также "покажи, дай" - это третий этап, например, для неговорящих детей.