Солнце повернуло на лето. В это время родители будущих первоклассников начинают задумываться о выборе образовательной программы для ребёнка. Дело разумное и психологами приветствуется, потому что негативный опыт в самом начале обучения никому не нужен.
Он разрушает позитивное восприятие ребёнком школьных установок и правил, затрудняя обучение.
Школьная зрелость
Неплохо начать выбор с определения школьной зрелости ребёнка. Обычно это делается с помощью тестов школьной зрелости, количество которых не мерено. Лучше, если определением готовности ребёнка к систематическому обучению займётся специалист – психолог.
Сразу хочется предостеречь родителей от восприятия полученных результатов как окончательных и неизменных. Тесты школьной зрелости показывают только функциональную готовность (или неготовность) к обучению вашего малыша. Спрогнозировать успешность обучения по ним далеко не всегда возможно. Если ребёнок показал низкие результаты, это сигнал для более углубленного его обследования, которое покажет имеющиеся проблемы.
Но даже если ваш ребёнок с тестами справился, все «за» и «против» обучения по конкретным школьным программам рассмотреть стоит. Особенно это важно для медлительных (флегматичных) детей.
Мы говорим «тест школьной зрелости», на самом же деле это батарея тестов – несколько штук. Каждый отдельно взятый тест в этой батарее не имеет временного лимита – дети работают над ним без ограничения времени. Есть общая установка: все обследование не должно превышать 25 минут (такова продолжительность занятия в детском саду). Поэтому «высокий уровень» школьной зрелости может показать и умненький, но медлительный ребёнок.
Между тем в учебном процессе, в особенности в классах, практикующих ускоренное обучение с привлечением значительного дополнительного материала, время – первейший фактор. Когда высокоразвитый, но медлительный ребёнок попадает в такой класс, то и он, и учитель (особенно, если учитель – холерик) оказываются в трудном положении.
Индивидуальный подход в обучении медлительного ребёнка
Отдельные учителя ищут выход в предоставлении медлительному ребёнку отсрочки для подготовки ответа на поставленный вопрос. Выглядит это так. Учитель задаёт вопрос всему классу и тут же объявляет, что ответ на него даст такой-то ученик (называет фамилию медлительного ребёнка), но не сразу, а через пару минут. Затем задаются другие вопросы, на которые с ходу отвечают другие ученики. А по истечении установленной отсрочки отвечает медлительный ребёнок. Определённый эффект этот прием, конечно, даёт. Но это при устном опросе. А как быть с диктантом? И вообще, стоит ли так усложнять медлительному ребёнку жизнь?
К сожалению, процесс формирования классов в отечественных школах происходит в значительной степени стихийно. Определение школьной зрелости и выявление индивидуальности детей само по себе, формирование классов к нему отношения не имеет.
Между тем медлительные дети – особая категория. Их следует выделять. Как лучше всего решать эту задачу? Можно предложить всем детям еще тест, специально оценивающий скорость выполнения умственных действий. Тогда процедура проверки удлинится, что крайне нежелательно.
Ю. З. Гильбух и его команда считают, что наиболее подходящим будет следующий подход. Они рекомендуют проверяющему обращать внимание на темп выполнения соответствующих умственных операций, наблюдая за выполнением тестов школьной зрелости. Если по результатам всех тестов батареи ребёнок показывает очень хорошие результаты, но при этом его умственный темп кажется замедленным, ему предлагается специальный тест на двигательный темп.
Тест на двигательный темп
Ребёнку дается лист из тетради в клеточку, карандаш или ручка и предлагается как можно быстрее (в течение 5 мин) проставлять точки в каждой клеточке строка за строкой. Затем количество клеточек подсчитывается (сделать это можно очень быстро, перемножив количество клеток в одной строке на количество строк, плюс количество клеточек в последней строке, если она полностью не обработана). Результаты следует соотнести с приведенной ниже таблицей.
Возрастные группы
|
Уровни двигательного темпа |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
Шестилетки |
< 250 |
250 - 390 |
> 390 |
Семилетки |
< 320 |
320 -- 480 |
> 480 |
Медлительные дети имеют низкий уровень двигательного темпа.
Если школа работает в тандеме с детским садом, то задача определения всех сторон школьной зрелости без затруднений решается при выпуске детей из детского сада.
Комментарии