Рисование по клеточкам – хороший способ деятельности ребёнка, совмещающий много полезных навыков и умений, главные из которых ориентировка на листе бумаги и работа по зрительной и слуховой инструкции.
Я уже упоминала, что рисование по клеточкам соединяет элементы рисования и конструирования и обычно вызывает интерес у всех детей: и любящих рисовать, и не любящих этого дела.
Проводить рисование по клеточкам можно по-разному в зависимости от от поставленных вами задач.
Вариант 1. Воспроизведение зрительного образца
Этот вариант рисования по клеточкам более понятен детям, поэтому может применяться в работе лет с четырёх (в зависимости от развитости малыша).
Материалы для рисования по клеточкам
- Карандаши цветные (мягкие предпочтительнее). Единственный их недостаток – выглядят на рисунке блёкло. Если берёте акварельные карандаши, то потом тонкой кисточкой рисунок размывается (работа тонкая, лучше взрослому делать) в ровный цвет.
- Капиллярные ручки или фломастеры с тонкими кончиками.
- Гелиевые ручки. Надо знать, что гелиевые ручки не пишут по карандашу, то есть ксерокопия рисунка не подойдёт. По ксерокопии не рисуют любые ручки, так как краска тянется за стержнем.
- Бумага в клетку (сначала крупную). По мере накопления опыта работы клетка уменьшается. Клетки должны быть чёткими, хорошо видными ребёнку. Предпочтительна плотная бумага, но если таковой нет в наличии, подойдёт обыкновенная тетрадка. Рисуя гелиевыми ручками или фломастерами на бумаге в обыкновенной тетрадке, подкладывайте под рисунок лист плотной бумаги типа картона, так как избыток влаги промочит лист рисунка насквозь и испортит ещё 2-3 листа под ним.
Ход работы
Приготовьте цветной образец. Лучше, если это будет «живой» образец, который можно потрогать. Но если нет времени пригодится и электронный. Планшеты сейчас есть у многих. Объясните малышу, что вы с ним нарисуете также.
Рисование по клеточкам проводится по уровням
- Помогаете частично делом: вместе считаете клетки, подбираете подходящий цвет, учите раскрашивать в строчку и столбик и т. д.
- Ребёнок видит клетку, умеет считать, рисует самостоятельно, ориентируясь на образец.
Последовательность действий
- Поставьте точку где-нибудь в верхнем левом углу листа. Точка должна стоять на пересечении горизонтальной и вертикальной линий. Это точка начала работы.
- Делаем рамку для картины, проведя из начальной точки горизонтальную и вертикальную линии.
- Отсчитайте на образце количество клеток по горизонтали и перенесите на свой рисунок. От последней клетки проведите дополнительную линию вниз. Точно также отсчитайте клетки по вертикали и проведите линию.
- Полученный четырёхугольник – рамка – ограничит пространство, чтобы оно не было большим (снимает страх «белого листа»), и не сдвигались начало и конец строки, что бывает у дошколят достаточно часто. По мере освоения такого способа рисования по клеточкам рамку можно будет делать в конце работы. Размер рамки совпадает с размером образца.
- Сбоку рамки иногда проставляются номера строк, чтобы ребёнок не терял строки.
- Рисовать можно не только по строкам, но и по столбикам (сверху вниз). Полезно один и тот же рисунок нарисовать сперва продвигаясь по горизонтали, а потом по вертикали.
- Считаем клетки и раскрашиваем их слева направо (или сверху вниз), постепенно продвигаясь сверху вниз от левого верхнего угла рамки: посчитали на образце клетки одного цвета – перенесли на свою картину. И так по строчкам (столбикам) до конца.
Приходя в школу, далеко не все дети имеют представление о строке и столбике. Ребята, освоившие рисование по клеточкам, этой проблемы не имеют. Они хорошо ориентируются в плоскости двухмерного пространства, хорошо считают и удерживают посчитанное в уме. Это полезные навыки.
Переходим к цвету. Подбирая подходящий цвет, ребёнок тренирует зрительный анализатор – цветовое зрение – тоже полезное занятие. А малыши закрепляют цвета, находя такой же.
Для дошколят и школьников, испытывающих трудности при работе на слух, применим другой вариант рисования по клеточкам. Об этом читайте дальше.
Комментарии