Хоть учебный год и заканчивается, вопрос домашних заданий никуда не девается. Проблема известная и частая.
- Ребёнок не хочет делать уроки вообще.
- Он не делает уроки самостоятельно. А если делает, то не в полном объёме.
Расцвела она буйным цветом потому, что воспитание трудолюбия и организованности и в семье, и в детском саду стоит далеко не на первом месте. В процессе детской деятельности у малышей к школе должны появиться замечательные навыки:
- воля (педагогический термин «произвольность»), позволяющая ему руководить собой,
- умение чувствовать время и управлять им, так называемый тайм-менеджмент на детском уровне,
- самодисциплина (ответственность),
- внимание.
Только развитие этих качеств позволяет малышу управлять собой, своими желаниями.
Эти качества не появляются сами по себе прямо перед школой, а воспитываются с раннего детства. Если вы не хотите проблем с уроками, научите чадо указанным выше организационным навыкам.
Что же это за навыки? Всё очень просто. Это умение организовать свои дела с минимальной помощью взрослых или вовсе без неё.
Элементарный пример неприспособленности, непрактичности ребят подготовительной группы. Некоторое время назад я спросила у подготовишек, как они узнают, какую одежду надевать на улицу, отправляясь в детский сад. Ответы: посмотрим в компьютере, телефоне. И только одна девочка сказала: «А я посмотрю в окно, какая там погода».
Многие родители пускают развитие организационных навыков на самотёк. Конечно, ребёнок чему-то научится и сам. Но лучше заняться делом целенаправленно, чтобы потом не думать, почему нормальный ребёнок не справляется с обыкновенным домашним заданием.
Начинать необходимо до 3 лет с развития самостоятельности или, как говорят педагоги, навыков самообслуживания: самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом и прочий набор. Приходится часто наблюдать как, торопясь мамочки выполняют за малыша доступные ему действия, объясняя: много дел. А ведь именно навыки самообслуживания преобразуются в организационные навыки.
Организационные навыки к школе
- Начинать работу в запланированное время.
Проблема без возраста. Вы просите что-то сделать. Человек отвечает «сейчас» и очень долго не приступает к работе: убирай игрушки – сейчас, садись делать уроки – сейчас и проч.
- Изменять поведение на время по просьбе.
Просьба: посиди спокойно, пока едем в маршрутке. Некоторое время ребёнок действительно сидит спокойно, но недолго. «Забывает».
- Сосредотачиваться на конкретной задаче.
Вы говорите: одевайся. Но ребёнок через минуту уже смотрит картинки, через другую играет с машинкой и так пока не вспомнит, что надо одеваться.
- Управлять окружающим пространством.
Для ребёнка неважно, чтобы у каждой его вещи было своё место. У него везде хаос, от которого он страдает сам.
- Не умеет ориентироваться на время.
Свойство, характерное для большинства дошкольников. Хорошо помогает тренировке навыка работа с песочными, а потом настенными часами.
- Лёгкая приспособляемость к изменению условий.
Вы всегда приходили за малышом в определённое время, например, сразу после ужина. Задержавшись, получите истерику, если ребёнок не адаптивен.
- Доводить дело до конца.
Чрезвычайно важное качество. Научите ребёнка начиная учить уроки, сложить все тетради и учебники (что надо выучить) слева. Определите последовательность, что за чем он будет учить. Берём из стопки нужные пособия, выполняем задания и перекладываем пособия направо. Так ученику легче ориентироваться «выполнено/не выполнено».
- Расставлять приоритеты – тоже важное организационное качество.
Если ваш малыш обладает такими организационными навыками, то даже имея небольшие познавательные ресурсы (например, память и/или мышление у него – не очень) он сможет применить их максимально эффективно.
Частенько же мы наблюдаем наоборот: ученик имеет большой познавательный ресурс, из-за неумения организовать свою деятельность использующийся далеко не в полную силу. Организационные навыки (организационный интеллект) – базовые качества в обучении.
Комментарии