Одна из главных задач учителя в младшем школьном возрасте - научить качественно читать и писать. Это базовые навыки, то есть навыки, на которых практически строится все дальнейшее обучение.
Поэтому желательно, чтобы подготовка к обучению грамоте была качественной.
В программе детского сада подготовка к обучению грамоте предусмотрена. Однако части детей ее содержания недостаточно. Это дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Если воспитанники своевременно не получают помощи, у них формируется дисграфия – безграмотное письмо.
Иногда получению детьми логопедической помощи мешает позиция родителей, ошибочно считающих обращение к логопеду клеймом умственной неполноценности. Другие родители видят проблему пустячной. Обратимся для примера к очевидному дефекту – нарушению звукопроизношения. У малыша "каша во рту", а взрослые благодушествуют, надеясь, что с возрастом все само собой исправится. Конечно, бывают и уважительные причины, например, отсутствие специалиста. Но и это не причина вообще ничего не делать.
Таким образом, родители, многие педагоги не очень ясно представляют серьезность проблемы. Для разъяснения приведём образцы письменных работ, указывающих на трудности, испытываемые речевыми учениками в школе (образец 1, 2).
Анализ представленных работ позволяет выделить специфические признаки того, что ученик не имел качественной подготовки к обучению грамоте:
- ошибки звуковой дифференциации;
- не обозначается мягкость согласных на письме (например, не пишет мягкий знак);
- пропуски гласных;
- смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
- перестановки, замены, сокращение и упрощение слогов и слов;
- слитное написание слов в предложении;
- отсутствие границ предложений и др.
Это далеко не полный перечень. Ошибки при чтении похожи на ошибки в письменных работах: пропуск, перестановка, добавление, замена букв другими; трудности в понимании прочитанного текста. В школе ученику придётся вместо отдыха после уроков идти на занятия к логопеду. Перегрузка очевидна.
Появление характерных ошибок на письме и при чтении говорит о проблемах школьника. Это будет настораживающим «звоночком» для взрослых. Дошкольника или школьника надо своевременно направлять на занятия к логопеду.
Причины возникновения ошибок:
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение фонематического слуха;
- ограниченный словарный запас;
- слабое развитие связной речи.
Во избежание осложнений необходимы профилактические меры, проведена коррекционная работа, углубленная подготовка к обучению грамоте в условиях речевых групп.
Подготовка к обучению грамоте
На что надо обратить внимание взрослым при подготовке к обучению грамоте речевых детей?
Рассмотрим каждый пункт.
Важно, чтобы дошкольник к 7 годам правильно произносил все звуки родной речи. Но на практике у детей наблюдается разный уровень звукопроизношения. Если отсутствует какой-либо звук или заменяется другим, то на письме могут появиться пропуск букв, замена их. Например, школьник не произносящий звук [Л] или заменяющий его на [В], может написать: пиотка (пилотка), ковбаса (колбаса).
Фонематический слух включает в себя четкость воспроизведения, различие звуков на слух (что слышим, то и пишем). Часто дети испытывают трудности в различении звонких – глухих, твёрдых - мягких. Если ребенок в самостоятельной речи путает звуки, заменяя их на сходные по звучанию, то на письме это выразится в замене букв: Саса (Саша), зелезо зазавело (железо заржавело), папуска (бабушка), пать (пять) и др.
Ошибаясь в произнесении слов сложной слоговой структуры (вместо дерево - деверо), школьник, скорее всего, будет ошибаться в письменных работах: кадрат (квадрат), скрда, скоровада (сковорода), аганист (аквалангист).
Особое внимание в системе подготовки к обучению грамоте необходимо уделить звуковому анализу и синтезу слов. Дошкольник к выпуску из подготовительной группы должен "анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа)." (Из Программы детского сада)
Анализ включает в себя умение:
- выделить первый и последний звуки в слове, гласный под ударением;
- выделить звук по месту в слове (какой на третьем месте в слове "школа");
- определить место его в слове (какой по счету [З] в слове "коза");
- определить количество и порядок звуков (сколько их в слове "рак", назови по порядку);
- разделить слово на слоги, предложение на слова;
- подсчитать количество слов в предложении.
Синтез предполагает составление слов из слогов и звуков, предложений из слов. Характерные ошибки в письменных работах дисграфиков: пропуск, перестановка букв и слогов, пропуск слов в предложении, написание слов слитно.
От качественного состояния словарного запаса, умения подбирать родственные слова зависит усвоение таких трудных тем, как безударные гласные, правописание парных и сомнительных согласных, умения строить предложения, пересказывать, а, значит, писать изложения и сочинения.
Есть еще один аспект проблемы – психологический. Как правило, ученик понимает свои неудачи и переживает. У него формируется низкая самооценка, Школьник может замкнуться или стать агрессивным. Поэтому этим детям должны оказывать поддержку все: и учитель, и одноклассники, и родители. В современной школе оказывать помощь не принято, особенно одноклассниками, но ученики начальной школы обычно делают так, как скажет учитель.
Помощь речевикам - дело долгое и зависит от глубины дефекта. В школу приходят некоторые дошкольники, подготовка к обучению грамоте которыми пройдена не в полной мере. Именно это становится главной причиной их неуспеваемости.
Автор: логопед Резчикова Анна Николаевна
Комментарии
Вы дороже всех на свете!
Озорные шалунишки -
Все девчонки и мальчишки.
Пусть вам солнышко сияет,
И никто не обижает.
Будьте счастливы, родные,
Наши детки дорогие!
Изумительно интересно было посмотреть на них по прошествию длительного времени
А смотрят-то какие мультфильмы? Чему они учат? Дети их даже пересказать нормально не могут, за редкими исключениями.
Чтобы решить эту проблему, надо с их родителей начинать. Вот было бы здорово, если бы сообщения в форумах, социальных сетях и других сервисах интернет-пространства, написанные с ошибками не публиковались. Я понимаю, что это нереально, но так хотелось бы :)
1. Ну почему, когда я воспитывала детей было так трудно найти вот такую нужную и полезную информацию!
2. Ну почему у меня до сих пор нет внуков, чтобы вот такую нужную информацию я смогла использовать для их воспитания!
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"
Сейчас трудно найти школу и учителя, которые бы учили великолепно наших детей. Так что теперь или покупай репетиторов, или сам учи своего ребенка или внука. Сейчас много полезной информации для этого. Главное - не лениться заниматься с ребенком. Увы, многие родители даже книжку не могут своему ребенку прочитать. Прикрываются работой, занятостью и смотрят кучу глупых сериалов. На это время есть. Не хватает его только на ребенка.
Мои дети вообще отказались от телевизора, чтобы их собственные дети слушали или книжки, или детские песенки, или сказки. А если хороший мультик - только в записи.
невнимательности, то необходимо проводить работу по развитию внимания: по увеличению объема внимания, переключаемости, распределению внимания и т.д. Галина Викторовна (создатель этого сайта) отличный психолог, и я думаю, что она сможет дать вам нужную информацию по данному вопросу.