Одна из главных задач учителя в младшем школьном возрасте - научить качественно читать и писать. Это базовые навыки, то есть навыки, на которых практически строится все дальнейшее обучение.
Поэтому желательно, чтобы подготовка к обучению грамоте была качественной.
В программе детского сада подготовка к обучению грамоте предусмотрена. Однако части детей ее содержания недостаточно. Это дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Если воспитанники своевременно не получают помощи, у них формируется дисграфия – безграмотное письмо.
Иногда получению детьми логопедической помощи мешает позиция родителей, ошибочно считающих обращение к логопеду клеймом умственной неполноценности. Другие родители видят проблему пустячной. Обратимся для примера к очевидному дефекту – нарушению звукопроизношения. У малыша "каша во рту", а взрослые благодушествуют, надеясь, что с возрастом все само собой исправится. Конечно, бывают и уважительные причины, например, отсутствие специалиста. Но и это не причина вообще ничего не делать.
Таким образом, родители, многие педагоги не очень ясно представляют серьезность проблемы. Для разъяснения приведём образцы письменных работ, указывающих на трудности, испытываемые речевыми учениками в школе (образец 1, 2).
Анализ представленных работ позволяет выделить специфические признаки того, что ученик не имел качественной подготовки к обучению грамоте:
- ошибки звуковой дифференциации;
- не обозначается мягкость согласных на письме (например, не пишет мягкий знак);
- пропуски гласных;
- смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
- перестановки, замены, сокращение и упрощение слогов и слов;
- слитное написание слов в предложении;
- отсутствие границ предложений и др.
Это далеко не полный перечень. Ошибки при чтении похожи на ошибки в письменных работах: пропуск, перестановка, добавление, замена букв другими; трудности в понимании прочитанного текста. В школе ученику придётся вместо отдыха после уроков идти на занятия к логопеду. Перегрузка очевидна.
Появление характерных ошибок на письме и при чтении говорит о проблемах школьника. Это будет настораживающим «звоночком» для взрослых. Дошкольника или школьника надо своевременно направлять на занятия к логопеду.
Причины возникновения ошибок:
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение фонематического слуха;
- ограниченный словарный запас;
- слабое развитие связной речи.
Во избежание осложнений необходимы профилактические меры, проведена коррекционная работа, углубленная подготовка к обучению грамоте в условиях речевых групп.
Подготовка к обучению грамоте
На что надо обратить внимание взрослым при подготовке к обучению грамоте речевых детей?
Рассмотрим каждый пункт.
Важно, чтобы дошкольник к 7 годам правильно произносил все звуки родной речи. Но на практике у детей наблюдается разный уровень звукопроизношения. Если отсутствует какой-либо звук или заменяется другим, то на письме могут появиться пропуск букв, замена их. Например, школьник не произносящий звук [Л] или заменяющий его на [В], может написать: пиотка (пилотка), ковбаса (колбаса).
Фонематический слух включает в себя четкость воспроизведения, различие звуков на слух (что слышим, то и пишем). Часто дети испытывают трудности в различении звонких – глухих, твёрдых - мягких. Если ребенок в самостоятельной речи путает звуки, заменяя их на сходные по звучанию, то на письме это выразится в замене букв: Саса (Саша), зелезо зазавело (железо заржавело), папуска (бабушка), пать (пять) и др.
Ошибаясь в произнесении слов сложной слоговой структуры (вместо дерево - деверо), школьник, скорее всего, будет ошибаться в письменных работах: кадрат (квадрат), скрда, скоровада (сковорода), аганист (аквалангист).
Особое внимание в системе подготовки к обучению грамоте необходимо уделить звуковому анализу и синтезу слов. Дошкольник к выпуску из подготовительной группы должен "анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа)." (Из Программы детского сада)
Анализ включает в себя умение:
- выделить первый и последний звуки в слове, гласный под ударением;
- выделить звук по месту в слове (какой на третьем месте в слове "школа");
- определить место его в слове (какой по счету [З] в слове "коза");
- определить количество и порядок звуков (сколько их в слове "рак", назови по порядку);
- разделить слово на слоги, предложение на слова;
- подсчитать количество слов в предложении.
Синтез предполагает составление слов из слогов и звуков, предложений из слов. Характерные ошибки в письменных работах дисграфиков: пропуск, перестановка букв и слогов, пропуск слов в предложении, написание слов слитно.
От качественного состояния словарного запаса, умения подбирать родственные слова зависит усвоение таких трудных тем, как безударные гласные, правописание парных и сомнительных согласных, умения строить предложения, пересказывать, а, значит, писать изложения и сочинения.
Есть еще один аспект проблемы – психологический. Как правило, ученик понимает свои неудачи и переживает. У него формируется низкая самооценка, Школьник может замкнуться или стать агрессивным. Поэтому этим детям должны оказывать поддержку все: и учитель, и одноклассники, и родители. В современной школе оказывать помощь не принято, особенно одноклассниками, но ученики начальной школы обычно делают так, как скажет учитель.
Помощь речевикам - дело долгое и зависит от глубины дефекта. В школу приходят некоторые дошкольники, подготовка к обучению грамоте которыми пройдена не в полной мере. Именно это становится главной причиной их неуспеваемости.
Автор: логопед Резчикова Анна Николаевна
Комментарии
невнимательности, то необходимо проводить работу по развитию внимания: по увеличению объема внимания, переключаемости, распределению внимания и т.д. Галина Викторовна (создатель этого сайта) отличный психолог, и я думаю, что она сможет дать вам нужную информацию по данному вопросу.
Мои дети вообще отказались от телевизора, чтобы их собственные дети слушали или книжки, или детские песенки, или сказки. А если хороший мультик - только в записи.
1. Ну почему, когда я воспитывала детей было так трудно найти вот такую нужную и полезную информацию!
2. Ну почему у меня до сих пор нет внуков, чтобы вот такую нужную информацию я смогла использовать для их воспитания!
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"
Сейчас трудно найти школу и учителя, которые бы учили великолепно наших детей. Так что теперь или покупай репетиторов, или сам учи своего ребенка или внука. Сейчас много полезной информации для этого. Главное - не лениться заниматься с ребенком. Увы, многие родители даже книжку не могут своему ребенку прочитать. Прикрываются работой, занятостью и смотрят кучу глупых сериалов. На это время есть. Не хватает его только на ребенка.