Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Образец 1.Одна из главных задач учителя в младшем школьном возрасте - научить качественно читать и писать. Это базовые навыки, то есть навыки, на которых практически строится все дальнейшее обучение.

Поэтому желательно, чтобы подготовка к обучению грамоте была качественной.

В программе детского сада подготовка к обучению грамоте предусмотрена. Однако части детей ее содержания недостаточно. Это дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Если воспитанники своевременно не получают помощи, у них формируется дисграфия – безграмотное письмо.

Иногда получению детьми логопедической помощи мешает позиция родителей, ошибочно считающих обращение к логопеду клеймом умственной неполноценности. Другие родители видят проблему пустячной. Обратимся для примера к очевидному дефекту – нарушению звукопроизношения. У малыша "каша во рту", а взрослые благодушествуют, надеясь, что с возрастом все само собой исправится. Конечно, бывают и уважительные причины, например, отсутствие специалиста. Но и это не причина вообще ничего не делать.

Таким образом, родители, многие педагоги не очень ясно представляют серьезность проблемы. Для разъяснения приведём образцы письменных работ, указывающих на трудности, испытываемые речевыми учениками в школе (образец 1, 2).

Образец 2Анализ представленных работ позволяет выделить специфические признаки того, что ученик не имел качественной подготовки к обучению грамоте:

  1. ошибки звуковой дифференциации;
  2. не обозначается мягкость согласных на письме (например, не пишет мягкий знак);
  3. пропуски гласных;
  4. смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
  5. перестановки, замены, сокращение и упрощение слогов и слов;
  6. слитное написание слов в предложении;
  7. отсутствие границ предложений и др.

Это далеко не полный перечень. Ошибки при чтении похожи на ошибки в письменных работах: пропуск, перестановка, добавление, замена букв другими; трудности в понимании прочитанного текста. В школе ученику придётся вместо отдыха после уроков идти на занятия к логопеду. Перегрузка очевидна.

Появление характерных ошибок на письме и при чтении говорит о проблемах школьника. Это будет настораживающим «звоночком» для взрослых. Дошкольника или школьника надо своевременно направлять на занятия к логопеду.

Причины возникновения ошибок:

  1. нарушение звукопроизношения;
  2. нарушение фонематического слуха;
  3. ограниченный словарный запас;
  4. слабое развитие связной речи.

Во избежание осложнений необходимы профилактические меры, проведена коррекционная работа, углубленная подготовка к обучению грамоте в условиях речевых групп.

Подготовка к обучению грамоте

На что надо обратить внимание взрослым при подготовке к обучению грамоте речевых детей?

Рассмотрим каждый пункт.

Важно, чтобы дошкольник к 7 годам правильно произносил все звуки родной речи. Но на практике у детей наблюдается разный уровень звукопроизношения. Если отсутствует какой-либо звук или заменяется другим, то на письме могут появиться пропуск букв, замена их. Например, школьник не произносящий звук [Л] или заменяющий его на [В], может написать: пиотка (пилотка), ковбаса (колбаса).

Фонематический слух включает в себя четкость воспроизведения, различие звуков на слух (что слышим, то и пишем). Часто дети испытывают трудности в различении звонких – глухих, твёрдых - мягких. Если ребенок в самостоятельной речи путает звуки, заменяя их на сходные по звучанию, то на письме это выразится в замене букв: Саса (Саша), зелезо зазавело (железо заржавело), папуска (бабушка), пать (пять) и др.

Ошибаясь в произнесении слов сложной слоговой структуры (вместо дерево - деверо), школьник, скорее всего, будет ошибаться в письменных работах: кадрат (квадрат), скрда, скоровада (сковорода), аганист (аквалангист).

Особое внимание в системе подготовки к обучению грамоте необходимо уделить звуковому анализу и синтезу слов. Дошкольник к выпуску из подготовительной группы должен "анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа)." (Из Программы детского сада)

Анализ включает в себя умение:

  1. выделить первый и последний звуки в слове, гласный под ударением;
  2. выделить звук по месту в слове (какой на третьем месте в слове "школа");
  3. определить место его в слове (какой по счету [З] в слове "коза");
  4. определить количество и порядок звуков (сколько их в слове "рак", назови по порядку);
  5. разделить слово на слоги, предложение на слова;
  6. подсчитать количество слов в предложении.

Синтез предполагает составление слов из слогов и звуков, предложений из слов. Характерные ошибки в письменных работах дисграфиков: пропуск, перестановка букв и слогов, пропуск слов в предложении, написание слов слитно.

От качественного состояния словарного запаса, умения подбирать родственные слова зависит усвоение таких трудных тем, как безударные гласные, правописание парных и сомнительных согласных, умения строить предложения, пересказывать, а, значит, писать изложения и сочинения.

Есть еще один аспект проблемы – психологический. Как правило, ученик понимает свои неудачи и переживает. У него формируется низкая самооценка, Школьник может замкнуться или стать агрессивным. Поэтому этим детям должны оказывать поддержку все: и учитель, и одноклассники, и родители. В современной школе оказывать помощь не принято, особенно одноклассниками, но ученики начальной школы обычно делают так, как скажет учитель.

Помощь речевикам - дело долгое и зависит от глубины дефекта. В школу приходят некоторые дошкольники, подготовка к обучению грамоте которыми пройдена не в полной мере. Именно это становится главной причиной их неуспеваемости.

Автор: логопед Резчикова Анна Николаевна

Комментарии  

0 # Ирина 31.05.2012 12:32
Галина! Очень полезная статья! Письмо и чтение -очень важные навыки для дальнейшей учебы.да и жизни ребенка. Обязательно нужно обращать на это внимание и заниматься или самим(если нет) или со специалистом. Спасибо большое за отличную статью! С уважением, Ирина.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елизавета 31.05.2012 22:09
Статья вскрывает важные проблемы. Не задумывалась раньше, что проблемы с дикцией могут повлечь за собой такие проблемы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Александр 01.06.2012 22:28
C ребенком нужно начинать заниматься еще до школы, замечать и исправлять его погрешности с речью и произношением сразу. Лучше привлекая для этого специалиста.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Алла 01.06.2012 22:44
Наше счастье - наши дети.
Вы дороже всех на свете!
Озорные шалунишки -
Все девчонки и мальчишки.
Пусть вам солнышко сияет,
И никто не обижает.
Будьте счастливы, родные,
Наши детки дорогие!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Евгения 02.06.2012 13:00
Недавно нашла свои старые тетрадки...
Изумительно интересно было посмотреть на них по прошествию длительного времени :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 03.06.2012 00:46
О каком качестве словарного запаса можно говорить, если дети сейчас практически не читают книг? Они сейчас уже даже слушать аудио-сказки не хотят — им смотреть надо!

А смотрят-то какие мультфильмы? Чему они учат? Дети их даже пересказать нормально не могут, за редкими исключениями.

Чтобы решить эту проблему, надо с их родителей начинать. Вот было бы здорово, если бы сообщения в форумах, социальных сетях и других сервисах интернет-пространства, написанные с ошибками не публиковались. Я понимаю, что это нереально, но так хотелось бы :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 07.06.2012 11:12
Самое поразительное то, что дети не смотрят наши добрые старые советские мультфильмы, у них другие приоритеты. Например, мой внук (5 лет) разворачивается и уходит, но какого-нибудь человека-паука будет смотреть часами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Борис 03.06.2012 08:34
Внук в этом году пойдет в школу. Готовили его к этому 2 года. Логопед, учителя, занятия в детском саду, домашняя работа... Но это в Москве, и семейный бюджет позволяет. А как быть в глубинке? Бросить работу и учиться самому учить ребенка? А для чего тогда школа?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 03.06.2012 15:12
К сожалению, с 2013 года бесплатным будет только минимум. Даже не представляю, какие это будут знания. Но ведь многие к ним и не стремятся.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 07.06.2012 11:15
Мы тоже оформили внука в логопедический садик, выдержали немалый конкурс.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анна 05.06.2012 10:45
У меня дети уже взрослые. 32 и 24 года. И читая такие статьи я всегда жалею о двух вещах.
1. Ну почему, когда я воспитывала детей было так трудно найти вот такую нужную и полезную информацию!
2. Ну почему у меня до сих пор нет внуков, чтобы вот такую нужную информацию я смогла использовать для их воспитания!
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"
Сейчас трудно найти школу и учителя, которые бы учили великолепно наших детей. Так что теперь или покупай репетиторов, или сам учи своего ребенка или внука. Сейчас много полезной информации для этого. Главное - не лениться заниматься с ребенком. Увы, многие родители даже книжку не могут своему ребенку прочитать. Прикрываются работой, занятостью и смотрят кучу глупых сериалов. На это время есть. Не хватает его только на ребенка.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Elena Meteleva 05.06.2012 22:24
Конечно же, в процессе обучения ребенка его родители - главные люди. Нельзя ни на кого надеяться, нужно действовать самим. И самое главное - приучить ребенка с пеленок любить книги, читать ему каждый день. Это и звуки, и словарный запас...
Мои дети вообще отказались от телевизора, чтобы их собственные дети слушали или книжки, или детские песенки, или сказки. А если хороший мультик - только в записи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Евгений 06.06.2012 00:25
Спасибо!) Кое-что можно взять на заметку.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Любовь 06.06.2012 17:50
Спасибо. Поднят важный, своевременный вопрос для родителей чьи дети пойдут в школу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Lada 25.06.2012 06:58
Актуальная информация! Младший внук идёт в 3 класс. Знает правописание, проверочные слова, но всё равно по невнимательности пропускает буквы. Сейчас на даче заставляем читать книги и вести дневник наблюдений хоть понемногу, но почти каждые день-два. Хорошо хоть почерк наладился.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анна 25.06.2012 17:13
Lada, я советую вам обратиться к психологу. Если, как вы считаете, ошибки по
невнимательности, то необходимо проводить работу по развитию внимания: по увеличению объема внимания, переключаемости, распределению внимания и т.д. Галина Викторовна (создатель этого сайта) отличный психолог, и я думаю, что она сможет дать вам нужную информацию по данному вопросу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Татьяна Жмуренко 30.06.2012 20:16
Великолепная очень нужная статья, спасибо большое!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий