Кто про что, а я опять про красивый почерк у учеников начальной школы. На моем профессиональном пути мне не встречались первоклассники, любящие уроки письма.
Письмо – изнурительное, монотонное занятие для них. Особенно на первом этапе, когда ученик учится писать элементы буковок. Соответственно имеем психологическую перегрузку и снижение интереса к учебе вообще. Нет у ребенка радости от такого труда.
Можно ли сделать обучение письму творческим процессом? Я думала, что нет, пока не прочитала скромную книжечку об опыте московской учительницы Евгении Николаевны Потаповой. Эта учительница работала в известной в Москве школе, где директором по сей день Е. Ямбург. Школа обычная. Ученики разные: без отклонений, с интеллектуальными трудностями (ЗПР, умственная отсталость лёгкой степени), дети-инвалиды. Тогда (в конце 80-х годов) это был прообраз инклюзивного образования. А нынче практически в каждом классе любой школы есть ученики, обучающиеся инклюзивно. Их тоже надо как-то учить писать. Потаповский метод окажет неоценимую услугу в обучении проблемных первоклассников.
Свою систему Потапова создала для шестилеток. Может быть, кто-то еще помнит этот эксперимент нашего образования. Поскольку многие дети приходили неготовыми к учёбе мотивационно и физически, они быстро уставали. Надо было как-то снимать перегрузку, искать какие-то нестандартные для школы способы письменных работ, чтобы изнурительная для первоклассников работа стала интересной. Для этого Евгения Николаевна обратилась к опыту Марии Монтессори.
Письмо по Е. Н. Потаповой
В обучении письму Е. Н. Потапова условно выделяет 3 этапа.
Цели:
1 этап. Развивать мускульную память;
2 этап. Развивать тактильную память;
3 этап. Закреплять знания и умения с помощью вкладыша букв.
Первый этап в ее системе важен тем, что определяет успех всего обучения. Да, наверное, он важен в любой системе обучения. Дети учатся писать везде в начальной школе Иначе современные учителя не стали бы использовать потаповский метод. Мускульную память Евгения Николаевна развивала с помощью штриховки. По мнению учительницы, дети приходят в школу с совершенно неготовой к письменной работе рукой и полным отсутствием мотивации к этому виду учебной деятельности (это и про современных детей 6,5 лет).
Это можно проверить следующим образом. Дайте будущему первокласснику штриховать какую-нибудь фигуру. Потрогайте мышцы руки, когда он работает. Рука, не готовая к письменной работе, сильно напрягается, даже дрожит. Малыш не может сидеть долго в статической позе, быстро утомляется. Он сильно нажимает на карандаш, который от этого часто ломается.
Сначала у Потаповой первоклассники просто обводили трафареты и заштриховывали их параллельными отрезками, расстояние между которыми 0,5 см. Затем по образцам с помощью фигурных линеек с геометрическими фигурами создавали в альбомах для рисования картины. Например, при изучении "О о" - рисунок маяка (на уроке дети обсуждают летний отдых).
Маяк
Для развития тактильной памяти применялись шершавые буквы из мелкой наждачной бумаги. Буковки вырезаются, я так понимаю, родителями к уроку изучения и наклеиваются в специальный альбом. Вырезается заглавная и строчная буквы с их соединениями. Прежде, чем писать букву, первоклассник много раз (не менее 20) ощупывает ее в этом альбоме. Потапова называет это созданием тактильного образа буквы. Если ученику буковка не удается, то он снова и снова обращается к шершавому варианту и продолжает ощупывать ее.
Каждой букве учительница придумывала рассказ-игру, оживляющую процесс запоминания. Весь процесс обучения письму окрашивался положительными эмоциями, благодаря этим рассказам.
Пример урока. Буква Ии
1. Повторение. Закрепление знаний о звуке [о], ощупывание Аа, Оо из наждачной бумаги в направлении письма.
2. Создание в памяти ученика образа Ии. Ощупывание буквы Ии из наждачной бумаги в направлении письма. Анализ слова - игра с опорой на схему. Желательно каждый урок упражняться (устно) в составлении предложений. Это развивает речь учеников.
Даются слова: кукла, Ира, у, платье, девочка, сшила, кукла. Дети без особого труда составляют 2 предложения. Одно из них можно проанализировать (сколько слов, какое первое слово, …).
3. Построение предметов, штриховка. Строим самолет.
4. Развитие речи.
Учительница. Сегодня мы поговорим о том, как путешествовали письма. (Книга Б. Зубкова "Получите письмо").
Учительница. … Много-много лет тому назад не было у человечества ни самолетов, ни пароходов. Всю почту доставляли гонцы. Спешат гонцы, передают сообщение друг другу.
Была еще почта голубиная. Летят голуби, к ноге трубочка привязана. А в ней письмецо на маленьком клочке бумаги.
Еще сообщения доставлялись почтовыми тройками. Доставляли почту и на воздушных шарах, и по железной дороге, и на пароходе, самолетом, машинами… (Пока Е. Н. Потапова рассказывала историю, школьники "ходили" пальчиком по шершавой буковке Ии).
Можно предложить составить рассказ на тему "Письмо другу". Как оно будет отправлено?
5. Словарная работа. К слову письмо подобрать родственные слова: письмецо, писать, расписка, выписка.
Вот так строился урок у Евгении Николаевны Потаповой. Работа эффективна уже потому, что дети выполняли ее с удовольствием. Не знаю, много ли у Е. Н. Потаповой последователей, но система, несомненно, эффективна и полезна и при работе с современными школьниками, особенно в инклюзивном обучении.
Комментарии
Эта система была реализована в школе Е. Ямбурга, где учатся и дети с нормой развития, и дети с умственными дефектами разной степени, и дети-инвалиды. А в реальности в 99 % школ такое.
Но как домашнее задание в первом классе родители вполне могут использивать эти картинки. А буквы из наждачной бумаги - и на уроках письма. Учительница моего младшего сына, например, так и делала.
Согласна, что в подготовительной группе детского сада это все тоже можно использовать. У нас дети сначала обводят картинки, затем заштриховывают, потом расскрашивают, и, наконец, вырезают, наклеивают на бумагу и рисуют сюжет. Вот сколько видов работы, где тренируется рука.
А еще школы нашего города приглашают подготовишек на занятия по субботам, начиная с января-феврвля. Во многих регионах есть такая практика. Там тоже все это можно использовать.