Бывает, в социальных сетях родители делятся глупыми, на их взгляд, школьными задачами вроде этой.
Сначала ёжик нашёл 2 гриба, а потом ещё несколько. Сколько грибов нашёл ёжик?
На первый взгляд они действительно так выглядят. В недобросовестности подозреваются безграмотные наборщики или составители текстов задач для учебников. Возможно и так. Ошибки и недобросовестность исключать не будем. Будем надеяться, что учитель такого на дом не задаст.
Посмотрим, стоит ли над «глупыми» задачами иронизировать, особенно не зная, откуда они взяты и для чего предназначены. Назовём их хитрыми задачами и попробуем применить в подготовке к школе.
Хитрые задачи и польза для ума
Наш мозг учится всегда, особенно в детстве. Именно решение нетипичных, непонятных, хитрых задач – лучшая среда для этого. Похоже на эксперимент.
Надо не возмущаться, а приветствовать, если учитель эти задания применяет. К примеру в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова есть задачи – ловушки. С помощью хитрых задач дети учатся анализировать содержание задания. У "рошников" для обозначения невозможности решения задачи есть даже значок «ловушка» - сложенные домиком ладони.
С дошколятами и первоклассниками полезно использовать хитрые задачи нескольких типов. Они просты и полезны.
- Задачи с неполными данными, как про ёжика.
- Абсурдные задачи, которые и не задачи вовсе, а набор предложений.
- Собственно хитрые задачи. Внешне они похожи на обычные, но с подвохом.
Примеры хитрых задач
Задача с неполными данными.
Ваня купил несколько пирожков. Два пирожка он съел, а остальные отдал маме. Сколько пирожков купил Ваня?
Абсурдные задачи
Лена сорвала две ромашки. Одну ромашку она отдала папе, и ещё одну маме. Сколько лет Лене?
На ветке сидело три птички. Две птички улетели. Сколько птенцов было у птичек?
С деревьев в парке облетели все листья. Сколько деревьев было в парке?
Хитрая задача
На берёзе три ветки. На каждой ветке по одному яблоку. Сколько яблок на берёзе?
Не каждый взрослый может решить её сразу, потому что не вникают в содержание.
Как работать с ловушками?
Этап 1. Расскажите ребёнку, что такие задачи есть. Исходя из условия задач, решить их нельзя. Это ловушка. Чтобы ребёнок научился узнавать хитрые задачи, задавайте их почаще.
Этап 2. Пусть ребёнок придумает задачку сам. Придумывайте ловушки по очереди.
Как будет ребёнок в школе справляться с задачами, напрямую зависит от его воображения. Решая задачки, рисуйте их.
Обычную задачу нарисовать легко. А вот хитрую задачу… Сразу станет понятно, почему она не имеет решения. Рисуйте много раз, и со временем будущий ученик научится делать это в уме, а значит быстро. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.