Игры с правилами важны в подготовке к школе. Они могут быть подвижными (разной подвижности), настольными, дидактическими и другими, но обязательно иметь правила.
Правила – это условия, имеющиеся инструкции или придуманные вами.
Порой дети, много играющие в игры с правилами, сами их изменяют или придумывают.
Особенно подходят игры с правилами для подготовки к школе гиперактивных и эгоцентричных детей. Им сложно подчиняться условиям. В школе они страдают больше всего по этой причине.
Гиперактивные ребята правила просто забывают. Эгоцентристы привыкли сами устанавливать условия по своему вкусу, менять их в игровом процессе, что особенно не нравится играющим.
Детский коллектив – бескомпромиссный воспитатель, и таких игроков могут быстро из группы играющих «выбросить». Но лучшего способа перевоспитания, особенно для эгоцентристов, в практике не имеется. Их учит только собственный негативный опыт. Но, ставя задачу изменения поведения ребёнка, хорошо бы не пускать дело на самотёк, а следить за взаимодействием и вовремя оказать помощь.
Часть подготовишек не умеет ориентироваться на инструкцию, поэтому надо обязательно просить у играющих её точного воспроизведения: повтори точь-в-точь как я, кто точно повторит, Лёша ещё раз повторит…
Научить дошкольника вслушиваться в речь другого, прилагать усилия к её пониманию – необходимость. Мы ведь все понимаем речь других так, как понимаем. Это понимание не всегда совпадает с исходной информацией.
Есть ещё один важный момент. Далеко не все дошкольники (равно как и взрослые) умеют проигрывать. Подчас проигрыш для такого ребёнка становится трагедией. Игра с правилами помогает понять, что проигрыш не конец жизни.
В этой статье затронем два варианта игр с правилами:
- словесные диктанты,
- подвижные игры с правилами.
Словесные диктанты
Все знают графические диктанты. Это один из вариантов словесных диктантов. Но есть и другие эффективные их варианты.
Примеры словесных диктантов для подготовишек. Кому-то они покажутся пустяковыми. Ошибочное мнение. Частенько даже семилетки не только затрудняются в исполнении, но и просто не понимают, чего от них хотят.
- Нарисовать в строчку три сливы и два яблочка (вариант: чередовать сливы и яблочки через один)
- Нарисовать в строчку восемь цветков: третий и пятый – красные, остальные жёлтые (варианты: листья, грибы)
- Обвести в строчку девять клеточек и раскрасить, чтобы было по три одинаковых.
- Нарисовать в строчку шесть божьих коровок, чтобы три ползли вверх, три – вниз (варианты: чередовать ползущих вверх с ползущими вниз; жучки ползут вправо-влево).
Словесные диктанты, как вы обратили внимание, рисовались в строку. Но можно рисовать их в столбик. Можно чередовать рисование в строчку и в столбик. Кроме работы по правилу дошкольник научится ориентироваться в системе «строчка - столбик», что тоже полезно для школы.
Усложним задания: заменим предметы геометрическими фигурами.
- Нарисовать в строку все известные тебе фигуры так, чтобы круг был последним
- Нарисовать в строку семь кружков (любых других фигур), разных по размеру. Самый большой раскрасить в синий цвет, самый маленький – в жёлтый.
- Нарисовать в строку десять треугольников, чередуя большой и маленький.
- На листе бумаги в каждом углу нарисовать восемь любых фигур, чтобы их было поровну.
Каждое задание может иметь не один вариант. Выполняйте, исходя из своего свободного времени, но не менее одного раза в неделю.
Перед тем как выполнять задание ребёнок должен дословно повторить инструкцию. Не получилось с первого раза? Повторите ещё, подскажите. Через несколько заданий правильное повторение будет получаться сразу. В школе будущий ученик будет легко запоминать и выполнять задания учителя.
Подвижные игры с правилами
В любую подвижную игру можно ввести условия, и она станет игрой с правилами. Надо только сделать акцент на условиях и ввести запрет их нарушать. Самая распространённая и относительно безобидная санкция: нарушитель выбывает.
«Передай мяч».
Из-за малой подвижности хороша для детских праздников.
Инструкция. Поставить руки на пояс и встать в круг. Опустить руки. Два игрока, стоящих в кругу напротив, берут по мячу. С началом музыки (либо другого сигнала) начинается быстрая передача мяча в одном направлении. Проигравшим будет тот, у кого окажутся оба мяча.
Какие могут быть в этой простой игре правила?
- Ни в коем случае не ронять мяч.
- Передавать мяч только соседу, никого не пропуская.
- Передача мяча только во время звучания музыки
Условие может быть одно или несколько. Всё зависит от задач, поставленных взрослым перед собой. Но главная задача в игре с правилами – научить дошколят эти самые правила по-честному выполнять.
В интернете огромное количество картотек подвижных развлечений. Сайт Нестандартные дети желает вам подобрать по вкусу.
Комментарии