Трёхлеток полезно учить всякого рода конструированию, например, из счётных палочек. К ним стоит переходить после освоения построек из геометрических фигур.
Счётные палочки удобны: они разного цвета и размера, легко моются. Единственное неудобство – скользят на полированной или гладко крашенной поверхности, но можно поискать деревянные палочки. Их легче удерживать в ещё неловких пальчиках.
После игры палочки убирайте, доставайте только на занятие. Иначе малыш привыкнет к ним и потеряет интерес.
Конструирования из счетных палочек
Организация конструирования
При групповой игре лучше не объединять медлительных и «быстрых» ребят. Играть полезнее индивидуально. Это даст возможность продвигаться в оптимальном для ребёнка темпе.
Конструирование из счётных палочек с трёхлетками неплохо идёт в рамках сказочного или бытового сюжета, хорошо собирающего «в кучку» их неустойчивое, короткое внимание.
Все приведённые ниже упражнения предполагают постройку конструкции по образцу.
Образец малышу 3 лет предъявляется двумя способами.
- Взрослый делает, ребёнок смотрит и повторяет. Полезно отслеживать ошибки, обращать внимание на соотнесение конструкции с образцом, потому что дети 3 лет легко увлекаются и забывают инструкцию. В этом варианте садитесь с ребёнком рядом, а не напротив, чтобы он не смотрел на образец «вверх ногами».
- Взрослый кладёт перед малышом карточку со схемой. Ребёнок конструирует по схеме.
Ко второму варианту следует переходить, отработав первый.
Конструирование «Ёлочка»
Первый этап
Конструирование из палочек по показу взрослого. Начинаем с самых простых и знакомых ребёнку предметов. Елочка – предмет известный. Обратите внимание на цвет, чтобы ребёнок взял в работу палочки нужного цвета. Часто малыши отмечают только один признак: то ли форму, то ли цвет. Выделяя пару признаков, ребёнок учится крайне важному качеству – распределению и переключению внимания.
Вариант 1. Если у вас особый ребёнок или малыш 2 лет, сперва нарисуйте её (можно даже рукой ребёнка). Объясните: это ёлка, будем её из палочек складывать. Сложите ёлочку на глазах у ребёнка. Предложите рядом сложить свою, чтобы получился небольшой лесок (мотивация). При невозможности ребёнку сложить предмет самостоятельно, не бойтесь взять его руку в свою и выполнить постройку совместно.
Ветки у ёлки поначалу будут торчать в разные стороны. Покажите и скажите: веточки у ёлки смотрят вниз.
Вариант 2. Ребёнок 3 лет справляется с конструированием по сделанному вами образцу легко. Переходите к конструированию из счётных палочек по схеме. Поделку обязательно обсуждать, как ниже показано.
Второй этап
Малыш легко справился с конструированием из счётных палочек по схеме и просит ещё. Развивайте идею – придумайте рассказик.
Пусть будет лесок (елки разного роста). В нём стоит избушка (просто избушка или на курьих ножках). Кто там живёт-поживает? Гуси-лебеди летят. Какого они цвета? С какой стороны летят? И так далее.
Считайте все выложенные предметы. Сколько ёлок? Сколько у ёлки веток? Сколько ног у избы на курьих ножках? Сколько гусей-лебедей летит?
Практические занятия конструктивного характера однозначно служат развитию ума, а именно наглядно-действенного и пространственного мышления. Чем раньше они будут использованы в работе с детьми, тем результат будет значительнее.
Комментарии