Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Научиться быстро воспроизводить текст для большинства детей несложно. Сложнее научиться понимать текст. Понимание текста в большой степени зависит от мышления. Это, как правило, не учитывается при обучении чтению.

У дошколят и младших школьников ведущее - наглядно-образное мышление. Ребята могут очень живо представить себе (визуализировать) текст. В психологии это называется методом оживления текста. Освоить это метод полезно всем детям. Но особенно проблемным ребятам.

Предлагая детям представить читаемое, мы включаем образную память. Она помогает ребёнку как бы вживаться в содержание, стать его участником. Конечно, в таком случае гораздо легче понимать тексты и запоминать их.

Оживление текстов

1. Игры с образными ассоциациями.

Начать полезно с образных ассоциаций. Некоторые подробно описаны здесь. Образные ассоциации подготовят мышление ребёнка к работе с текстом.

2. Игра «Представь картинку»

Начинаем с самых простых образов.

Инструкция. Я прочитаю тебе предложение, а ты закрой глаза и попробуй себе картинку представить. Как будто у тебя там перед глазами экран телевизора или компьютера. И ты на нём всё видишь. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай, не открывая глаз. Слушай.

Гриб спрятался под ёлкой.

Вопросы.

  1. Ты хорошо видишь картинку?
  2. Что ты видишь?
  3. Ёлка старая или молодая?
  4. Какого ёлка цвета? Темно-зелёного или посветлее?
  5. Какой гриб под нею спрятался? Какого он цвета?
  6. Его хорошо видно или не очень?
  7. Чем он закрыт: ветками ёлки, травой, опавшими листьями?
  8. Можешь ты картинку нарисовать? Давай вместе нарисуем.

Вполне возможно ребёнок откажется рисовать из-за плохих навыков. К сожалению, так бывает. Не укоряйте его, а рисуйте вместе небольшие простые, как и сами предложения, рисунки. Здесь не требуется ничего, кроме обозначенного в предложении: ёлка, гриб, трава… Добавлять ничего не надо. Размер рисунка – ¼ листа А4.

Рисунки собирайте. Время от времени просматривайте, припоминая какое предложение рисовали. Со временем надобность в рисунках отпадёт, потому что ребёнок освоит метод оживления текстов.

3. Читаем и представляем простые предложения

Инструкция. Читай предложение и представляй картинку. Расскажи, о чём прочитал.

Белка сидит на дереве.

На горе растёт сосна.

Под яблоней лежат яблоки.

Лиса гонится за зайцем.

Сова живёт в дупле.

Корова даёт молоко.

Рыбка плавает в воде.

Рыбак ловит рыбу.

Каждое предложение напечатайте крупными буквами на принтере или от руки (но аккуратно). И предъявляйте дошкольнику для чтения.

4. Усложнение задания: предложения посложнее. Примеры ниже.

Лес – это много деревьев, травы и кустов.

В траве растут разные грибы.

Птицы ловят мошек.  

В лесу живут лисы, волки, зайцы.

Белки сушат на зиму грибы.

Медведь ловит рыбу в реке.

Лиса ловит мышей и зайцев.

Лось ест траву и молодые побеги кустов.

Сова и дятел живут в дупле.

Дятел достаёт из-под коры деревьев вредителей.

5. Учимся понимать простые тексты.

Понимание простых текстов – следующий этап.

Зима в городе

Идёт снег. На улице бело. Мороз щиплет уши и нос. Дети катаются с горы. Весело зимой.

Здесь каждое предложение читаешь и представляешь. Поначалу это будет долгое чтение, но оно того стоит.

6. Учимся понимать тексты посложнее.

Пример.

Море

Паша никогда не бывал на море. Море было далеко. Паша взял бумагу и краски. Он нарисовал красивую картину.

Море на картине было синее. А небо над морем голубое. На море были волны. По волнам плыла лодка. Это рыбаки ловили рыбу.

Над рыбаками летали чайки. Они тоже ловили рыбу.

Паша повесил картину над столом.

7. Учимся понимать тексты с подвохом.

Одежда зимой.

Зимой люди одеваются тепло. Они надевают шубы, шапки и кроссовки.

Или ещё вариант

Прогулка

Миша взял лыжи. Он вышел на улицу. А там ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручьи. Что делать Мише?

Применяя этот метод мы будем развивать ряд свойств психики, которые послужат не только качественному чтению.

Если ребёнку трудно понимать текст и запоминать его для последующего воспроизведения, то полезно будет рисовать опорные схемы или рисунки до тех пор, пока это будет необходимо.

Навык хоть и медленно, но будет совершенствоваться. Сперва ребёнок будет рисовать картинку на предложение, потом на абзац... Быстро в учении ничего не бывает. Сайт Нестандартные дети желает терпения: капля камень точит.

Комментарии  

0 # Надежда 11.07.2017 12:22
интересные задания. с дочкой по картинкам рассказываем, придумаем регулярно истории.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Олли 16.07.2017 15:10
Думаю, такие задания пригодятся и для школьников постарше, потому что им тоже надо развивать образное мышление.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда Введенская 18.07.2017 23:59
Ну прям-таки полная инструкция, как развивать понимание ребенка. Если бы все родителя вот так занимались со своими детьми!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Любовь 20.07.2017 20:13
Согласна с автором, что нужно постепенно наращивать сложность задач. Учить ребенка понимать текста от самых простых до более сложных.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий