Начинающим читать детям, дошколятам или первоклассникам, предлагаемые задания принесут пользу, поскольку направлены на выработку приёмов работы с текстом.
Что развиваем?
Развивается умение сравнивать текстовый материал, находить пропущенные слова, копировать их в нужное место, обращать внимание на правильность написания. Сравнение - важное общеучебное качество как внимание, память. Ему стоит уделить время.
Заключается задание в следующем.
- Возьмите короткий и простой рассказ для чтения вроде предложенных ниже.
- Скопируйте.
- Удалите некоторые слова, поставив вместо них пустую черту.
Можно просто оставить свободное место. Но дети только начинают читать, не всегда держат строку, теряют её. Черта обозначит место в тексте, что поможет найти и вписать пропущенное слово.
Чем слабее навык чтения, тем короче и проще содержание текста.
Например, рассказик о корове. Всего 18 простых слов.
Корова
Корова гуляет на лугу. Она ест траву. Корова даёт молоко. Маша любит кашу. Мама сварит Маше кашу с молоком.
Этот же рассказ, но с пропущенными словами можно расположить по-разному в зависимости от навыка чтения у детей. Межстрочный интервал 1,5-2.
Вариант 1
Каждое предложение пишется с новой строки – самое подходящее расположение для ребят с начальными навыками. Такое расположение проще для восприятия.
Корова
Корова на лугу.
Она ест .
Корова даёт .
Маша любит кашу.
Мама Маше с молоком.
Вариант 2
Расположение для более «продвинутых» учеников.
Корова
Корова на лугу. Она ест . Корова даёт . Маша любит кашу. Мама Маше с молоком.
Ход работы с текстом.
- Дайте ребёнку прочитать текст. Возможно, придётся прочитать его не один раз. Объясните непонятные слова.
- Инструкция. Прочитай рассказ. Постарайся понять, о чём он и запомнить.
- После прочтения задайте вопросы по тексту. Если наш ученик не может ответить, покажите ему место и предложите прочитать ещё раз. С улучшением навыка чтения, дети будут находить нужную фразу самостоятельно.
- Убедившись, что содержание понято адекватно, предложите ребёнку рассказ с пропущенными словами. Инструкция. Это тот же текст, который ты читал. Только некоторые слова потерялись. Надо найти их в полном рассказе и переписать сюда.
- Помогайте ребятам поначалу.
- Поощряйте желание нарисовать прочитанное.
Примеры для работы с текстом
Весна
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали. (Л. Толстой)
Весна
Пришла . Потекла . Дети дощечки, сделали лодочку, пустили по воде. Лодочка , а дети за нею, кричали и ничего впереди себя не видали, и в лужу .
Дедушка
Мальчики Миша и Сережа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом.
Дедушка
Мальчики и жили у деда. Они деду сушить . Дедушка учил ловить . Ребята работать с .
Кошка
Спала кошка на крыше. Она сжала лапки. Села около кошки птичка. Не сиди близко, птичка. Кошки очень хитры. (Л. Толстой)
Кошка
Спала на . Она лапки. Села кошки птичка. Не сиди , птичка. очень .
Игрушки
У Наташи гости. На полу игрушки. Тут и слоник, и ослик. За столиком куклы: Мариша, Ириша и Саша. Гости играли игрушками Наташи.
Игрушки
У гости. На игрушки. Тут и , и . За столиком : Мариша, и Саша. Гости игрушками .
В роще
Дети пришли в рощу. Там весело и шумно. Пчела брала мед с цветка. Муравей тащил травинку. Голубь строил гнездо для голубят. Зайчик бежал к ручью. Ручей журчал по камням. Он работал. Ручей поил чистой водой людей и животных. (К. Ушинский)
В роще
Дети в рощу. Там и шумно. Пчела мед с цветка. Муравей тащил . Голубь строил для голубят. Зайчик к ручью. Ручей по камням. Он работал. Ручей поил водой людей и животных.
Так потихоньку формируются приёмы работы с текстом уже у читающих дошкольников. К школе у детей уже будут элементарные навыки самостоятельности в учебной работе. Сайт Нестандартные дети желает успехов.
Комментарии