Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

приём предсказания Приём предсказания в литературном чтении достаточно известен. Но родителями используется редко. Но о приёме…. На самом деле приём эффективный при правильном использовании. Особенно, если у вас дизлексичный ребёнок.

Мы просто хотели напомнить о нём. Применим со старшего дошкольного возраста до пятого класса включительно. Так говорят специалисты по речи. Развивает функциональное чтение. Но как по мне, и некоторым взрослым использовать не грех при их уровне чтения.

Если у вас дошкольники или первоклассники с ЗПР (а они все дизлексики), приготовьте тексты. Сперва это должны быть простые рассказы или сказки с небольшим количеством героев и простой сюжетной линией. Возможно, знакомые произведения. На следующих уроках мы рассмотрим такие варианты.

Как работать с приёмом предсказания

  1. Создать рабочий лист (А4) для обработки текста.

Разделить лист на 2 части. Дочитав до конкретного места в тексте читающий (ребёнок, а если он не умеет, то взрослый), должен остановиться. Пусть дошкольник или школьник внимательно подумает о прочитанном и предположит, что же будет дальше. Полезно эти предположения («предсказания») записать слева на листе. Не умеет ещё писать, работайте устно или пишите вы, или запишите на имеющееся аудиоустройство. Читая далее, маленький ученик имеет возможность убедиться, насколько верны его догадки. Для этого упражнения заранее прочитайте рабочий текст и отметьте места, где можно остановиться для предсказательного анализа.

Особенно важны остановки в коррекции дизлексиков. Плохо читающие школьники сосредотачиваются на технике чтения. Да и взрослые их к этому подталкивают. Останавливаясь и пытаясь предсказать, что будет дальше, ребёнок отвлекается от техники чтения и может использовать логическое мышление. При чтении он старается правильно прочесть и разобрать слова. На это уходят все силы. События, смысл, эмоции действующих лиц, то есть главное, для чего читаем, остаются в стороне. Так что без остановок текст будет прочитан, но до конца не понят.

  1. Предугадаем сюжет по названию и обложке

Прежде чтения книжки рассмотрите её внимательно. О чём нам расскажет название, картинка (иллюстрация) на обложке? Откройте самый конец – содержание. Прочитайте название глав.

  1. О чём содержание главы?

Начинаем разбирать каждую из глав. О чём пойдёт речь? Как поступит главное действующее лицо? Что новенького может произойти?

  1. Появление нового героя. Какой он?

Очень интересно погадать, каким будет новое действующее лицо? Он хороший или не очень, какое он значение будет иметь: важное или второстепенное, зачем автор книжки нового героя вводит, чью сторону он займёт и т. д. Нарисуйте нового героя, как вы его себе представляете. При наличии портрета попробуйте проработать с ним. Если описание героев будет таким, читать станет совсем не нудно и утомительно.

  1. А что, если…

Когда в книжке происходит поворотное событие, предложите ученику или дошкольнику придумать альтернативные варианты. Скажем, если главный герой поступит по-другому? Совет не станет слушать. А если бы у героя случилось непредвиденное: меч сломался, дощечка не там скрипнула?

Так наш маленький ученик учится понимать значение мелочей. Деталь, даже самая незначительная, может изменить весь ход событий. Вот не дал бы старичок Иванушке клубочек, сколько бы он Василису свою искал? И нашёл бы вообще.

  1. Кто? Что? Где? Когда? Почему?

Напоминайте ребёнку: в каждой истории есть все ответы на вопросы, которые мы ищем. Кто главные действующие лица (главные герои)? Какие события происходят и где?  В какие времена? Почему повествование начинается именно отсюда, какое событие к этому привело? Чем быстрее мы найдём ответы в книге (это можно найти уже в первых главах), тем понятнее нам книга будет дальше.

  1. Поощрите детей делать выводы.

Выводы – это размышление. О чём можно поразмышлять? Почему герой так поступает? Хорош ли поступок, который он совершает? И сам ли герой хорош?

  1. Что бы сделал я?

Ребёнок часто отождествляет себя с действующими лицами. Очень интересно бывает в самом интересном месте остановиться и спросить, а как бы он поступил в подобной ситуации. Нашему собеседнику бывает необходимо припомнить события из книги, или своего опыта, чтобы ответить на этот вопрос. Как-то посмотреть со стороны на себя, чтобы подходящий вариант.

  1. Конец истории…

Очень интересно бывает прогнозировать конец не только книги, но и каждой главы. Интересно варианты записать, а потом сравнить с авторскими.

  1. О чём будет продолжение

Если книжка, которую вы читаете, часть серии, то можно порассуждать, о чём будет продолжение.

Занятия с применением приёма предсказания будут полезны только в случае систематической тренировки. А это достаточно долго. Но если вы готовы помочь ребёнку, вас ждёт успех.

Комментарии  

0 # Елена Калинина 29.10.2019 09:18
Превращение обучение в игровой процесс имеет важно значение при работе с особыми детьми. Например создание альтернативной истории комикса - будет интересно и полезно как мальчикам, так и девочкам. В процессе игры частично снимаются внутренние тормоза и обучение идет более эффективно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий