Чтение – источник успеха детей в 21 веке. Откуда такой посыл? 21 век стремится к автоматизации и компьютеризации.
Специалисты (социологи и футурологи) убеждены, что через 15 лет ¾ рабочих мест будут заняты быстро умнеющими машинами.
Окружающающая среда стремительно меняется, становясь всё более техногенной. Самый яркий пример: телефон. Сравните телефоны 90 годов и современные.
Нанимателю более выгодно использовать машины: не устающие, не болеющие, без эмоций, без социальных издержек. Уже сейчас в стране обсуждается четырёхдневная рабочая неделя. Новые заводы строятся с минимумом человеческого участия.
Где робот сменит человека?
Автоматизируется и вымрет всё, поддающееся математической алгоритмизации.
Специальности на вылет:
- Работники заводов;
- Грузчики;
- Кассиры и продавцы в магазинах;
- Бухгалтеры;
- Работники банков;
- Офисные клерки;
- Охранники;
- Водители;
- Строители.
Перспективы будут у людей, способных быстро перестроиться. Массовая роботизация увеличит потребность сугубо человеческих качеств — душевности, доброты.
Популярные профессии будущего:
- Профессиональный собеседник;
- Лайф-коуч;
- Биотехнолог;
- Архитектор живых систем;
- Дизайнер виртуальных миров;
- Игропедагог;
- Проектировщик нейроинтерфейсов по управлению роботами;
- Архитектор трансмедийных продуктов.
Есть такой Атлас новых профессий, где с ними можно ознакомиться. И уже сейчас выбирать, чем-то близкую профессию.
А чтение причём?
Наших детей ждёт поиск себя в новых профессиях. А как это сделать?
Социологи главным помощником считают хорошо развитый навык чтения. Техногенный мир может измениться, а бумажная книга останется. Учёные объясняют, что чтение единственный путь, способный привести ребят к успеху в 21 веке.
Проблемы развития
Существует большая разница формирования детской психики
- в доцифровую эпоху,
- современную.
Тогда был недостаток информации, нынче – избыток. Это совершенно разные условия и разные результаты имеем.
Специалисты по детскому развитию нынешнее состояние у многих учеников называют информационной псевдодебильностью. Вроде всё понимаем, но подробненько пересказать не могут даже многие взрослые.
Что ещё имеем?
Современный человек имеет разорванное сознание:
- он предпочтёт кратко и ёмко сформулированный заголовок длинной статье,
- а видео – тексту.
Информация в развёрнутой форме («когда много «букав») не воспринимается всё большим числом детей. Это поддерживается школьным обучением. Цифровые методы должны быть в обучении, но вспомогательными.
Психика многих учеников характеризуется:
- нарушением концентрации внимания;
- плохой памятью;
- отсутствием абстрактного мышления;
- запоздалым развитием речи.
Вот уже сейчас – в дошкольном и школьном детстве – чтение помогает решать эти проблемы.
Что чтение такого делает с нашим мозгом?
1. Растёт количество белого вещества
При улучшении навыков чтения у детей развивается мозг и растёт количество белого вещества. Оно организует связи и координирует различные участки мозга – базовый навык. с улучшением его легко даётся развитие всех остальных навыков.
2. Усиливаются нейронные связи
МРТ-исследования показали усиление межнейронных связей особенно в доле, отвечающей за понимание речи, даже после простого чтения книги (2013 год, нейробиолог Грегори Бёрнс из Университета Эмори)
3. Читатель становится персонажем книги
Активно развивается воображение. Вы, конечно не превращаетесь сами в какого-нибудь попаданца в иные исторические эпохи, но ваш мозг работает так, что действия героя будто с вами приключаются. Активизируются нейроны центральной борозды, отвечающей за движение (исследование Бёрнса). На уровне мозга вы действуете вместе с героем.
4. Увеличивается ёмкость памяти читающего
Включаются практически все виды памяти, а не только куцая зрительная, анализ речи содержательный и фонематический (Хаскинс, Йельский университет). В современной школе, как вообще в жизни, требуется темп. Чтение в этом смысле выигрывает. Оно даёт ученику больше времени на обработку прочитанного и построение описания, требуя удержания в памяти материала. Происходит ежедневная тренировка памяти.
5. Улучшается способность концентрации внимания
Чтение происходит последовательно, позволяя читателю не выдёргивать каждую деталь, а прорисовывая цельную историю получать своеобразное кино. Ученик понимает связи, учится делать прогноз, улучшая таким образом умение на длительное время собирать своё внимание.
6. Увеличивается объём словаря
Нет сейчас другого источника новых слов. Дома – речь бытовая. Среди сверстников – сленг. Остаются книги.
Читайте с детьми, поощряйте их самостоятельное чтение. Это услуга, которую невозможно оценить.
Комментарии
Спасибо, что поставили, так сказать, точки на И, объяснив, почему будущее за читающими людьми!