Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Оптимальное чтение в начальной школе Многие родители сами учат читать детей до школы, интуитивно понимая важность процесса. На успеваемость влияет более двухсот факторов.

 Самый актуальный – скорость чтения: как быстро школьник читает и понимает прочитанное.

Содержание

  1. Оптимальное чтение
  2. Как улучшить технику чтения

Как только дети начинают читать небольшие предложения из коротких слов, некоторые родители приступают к проверке техники чтения. Объясняют так: проверяем скорочтение. Ребёнок ещё едва читает, а родители уже подталкивают: быстрее, быстрее. Мне бы хотелось заметить следующее. Технику чтения надо совершенствовать, но грамотно.

Оптимальное чтение

Для начала понять: скорочтение не имеет к начальной школе отношения. Говоря о скорочтении, имеют ввиду чтение более чем 300 слов/мин. Такое возможно только при чтении про себя, доступном далеко не всем ученикам начальной школы. И скорочтению, а точнее, быстрому чтению, надо специально учиться.

В начальной школе задача: освоить оптимальное чтение

Это чтение в темпе разговорной речи. Оптимальный темп разговорной речи человека 120-150 слов/мин. Исследования показывают: понимание текста школьниками достигается именно в этом темпе.

Влияние темпа на понимание текста

  1. Увеличение скорости чтения (вслух) до темпа скороговорки (180 слов/мин и >) приводит к ухудшению понимания.
  2. При понижении скорости чтения понимание также ухудшается. Если она менее 120 слов/мин, для понимания ученику приходится читать текст два, а то и три раза.

За столетия мышление человека приспособилось именно к оптимальному чтению. Этим обусловлено понимание прочитанного в диапазоне 120-150 слов/мин.

Проведите эксперимент: засеките на секундомере скорость чтения диктора новостей по телевизору. Обнаружится диапазон 90–170 слов/мин (среднее 130). Оптимальный диапазон для понимания того, что диктор говорит.

Многие ученики в школе в оптимальное чтение не укладываются. Чтение из удовольствия превращается в мучение, время домашних заданий бесконечно, на уроках скучно. Выучить материал на хорошую оценку невозможно: читать тексты по каждому предмету надо минимум 2 раза, где время взять. В этом корни всех школьных проблем.

Проблема всем известная, скажете вы. Но это уже не просто проблема, а кризис.

Что делать?

Психологи соотнесли успеваемость учеников 8 класса и их технику чтения в 4 классе.

Результаты:

  1. отличники читали в среднем 150 слов,
  2. хорошисты – 120,
  3. троечники – 90.

В реальной школе будут присутствовать все категории учеников. Важно их соотношение, определяющее настрой на успех. В классе, настроенном на учёбу, превалируют первые 2 группы.Оптимальное чтение в начальной школе

Где теряем детей?

Самое слабое звено в школе – начальные классы. Здесь теряются до 70% учеников в том смысле, что они не могут в средней школе учиться на 4 и 5. В пятом классе объём информации резко возрастает, а низкая техника чтения не позволяет школьнику её освоить. Поэтому вопрос переформулируем следующим образом.

Что делать в начальных классах?

Работать над чтением. Все не могут читать как отличники. А как хорошисты? Реально ли всем читать 120 слов, то есть освоить оптимальное чтение?

Оптимальное чтение и темперамент

Многое зависит от темперамента.

  1. Холерики в большинстве своем читают и говорят быстро, их темп 150 слов/мин. У некоторых даже бытовая речь имеет темп скороговорки – 180 слов.
  2. Сангвиники – люди поспокойнее. Их типичный диапазон совпадает с диапазоном оптимального чтения 120-150 слов.
  3. Остаются флегматики и меланхолики. Немногие достигают 120 слов. Но это особенности их нервной системы, за которые укорять детей нельзя, а всячески им помогать. Так что первое, что следует изучить, темперамент ученика.

Как улучшить технику чтения

Психолог Зайцев В. Н. рекомендует 8 методов как повысить технику чтения. Всего 8 резервов, но работающих, по его словам, в любых условиях. Не удивлюсь, что они известны, но не родителям.

Рекомендация 1

Её учитывает мало кто из учителей, а родители вообще о ней не знают.

Важна не длительность, а частота тренировки чтения.

Память человеческая такова, что запоминается не постоянно находящееся перед глазами, а мелькающее: то есть, то нет. Мелькание создаёт раздражение и запоминается. Чтобы довести необходимые умения (умение читать, в том числе) до автоматизма (уровень навыка), проводите тренировку ежедневно (обязательное условие) через определённые промежутки. Причём упражнения должны быть небольшими по объёму.

А что делает обычная мама? Она даёт своему ещё плохо читающему первокласснику (или дошкольнику) текст и говорит «Пока не прочтёшь, гулять не пойдёшь». На короткую сказку у ребёнка с низкой техникой чтения уйдёт до полутора часов. Устанет? Ещё как! Допущена ошибка, мама подавила желание читать.

Как рекомендуется. Домашнюю тренировку проводить в три приёма по 5 минут. Ребёнок читает часть текста и пересказывает его. Через 2-3 часа также читается вторая часть. А перед сном третья. При этом подходе навык вырабатывается гораздо лучше, чем при чтении полтора-два часа подряд.

Рекомендация 2

Жужжащее чтение. О нём знают все учителя. Метод применялся в школе, где работал В. А. Сухомлинский. Ничего особого нет. Просто дети читают текст 5 минут все одновременно, тихо, каждый в своём темпе. Обычно за урок учитель спрашивает максимум 10 учеников. А так все имеют возможность потренироваться в чтении. "Пожужжать" можно и дома несколько раз в день.

Рекомендация 3

Пятиминутки чтения на каждом уроке. Метод из монгольских школ, когда там ещё учили русский язык. Наши учителя были удивлены, что ученики в монгольских школах читают по-русски лучше, чем носители языка. А всё оказалось просто. У каждого школьника на парте лежала книга, которую в начале любого урока независимо от предмета он читал 5 минут. Чтение жужжащее. По истечении времени книга закрывается, и продолжается обычный урок.

Рекомендация 4

Чтение перед сном. Опять же особенность памяти: эмоциональной памятью фиксируется последнее событие дня. Замечено было давно. Применялось два века назад:

Студент, науками живущий,
Учи псалтырь на сон грядущий.

Рекомендация 5

Для быстро устающих детей. Есть такие ученики, которые, прочитав 1-2 строчки, отдыхают. Тут хороши книжки типа комиксов или книжек В. Радлова, В. Сутеева с большим количеством рисунков и короткими подписями под ними.

Рекомендация 6

Для детей со слабо развитой оперативной памятью.

Пример.

Ребёнку дают предложение из 6-8 слов. Пока читал до половины, первое слово забыл. Следовательно, понять смысл не в состоянии. Знакомая картина?

Тренировать оперативную память помогут зрительные диктанты. Они разработаны в прошлом веке профессором И. Т. Федоренко. В интернете можно найти. Или подождать следующей статьи на сайте Нестандартные дети. Хоть «прошлый век» звучит для молодых родителей почти как «мезозойская эра», метод очень эффективный по опыту скажу.

Условие! Упражняться надо ежедневно 54 дня подряд. Тогда можно рассчитывать на результат. Новый навык формируется 3 месяца.

Рекомендация 7

В системе Федоренко имеются 3 типа полезных упражнений:

  1. многократное чтение,
  2. чтение в темпе скороговорки,
  3. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Применяют их часто, но может кто не знает.

Упражнение 1.

Проводится со всем классом или дома индивидуально. Последовательность домашней тренировки.

  • Выбираем небольшой текст.
  • Взрослый читает, ребёнок внимательно слушает и осмысливает.
  • Взрослый предлагает ребёнку читать тот же рассказ самостоятельно в течение 1 минуты. Отметить до какого слова дочитал.
  • Ребёнок повторно читает тот же текст. Отмечает последнее прочитанное слово.
  • Сравнивает результаты первого и повторного прочтения. Конечно, во второй раз слов будет больше в связи с увеличением темпа.

Срабатывает психологический момент: успех радует ребёнка и вызывает желание читать ещё. Однако не следует работать с одним и тем же текстом более 3 раз.

Упражнение 2.

Изменим задание: читаем в темпе скороговорки. На том же тексте проведём тренировку артикуляционного аппарата. Он тоже немало влияет на скорость чтения.

В этом упражнении не стоит читать выразительно. Выразительность и скорость - задачи взаимоисключающие.

Главное требование: чётко произносить окончания слов. Длительность упражнения не > 30 сек.

Упражнение 3.

Переходим к выразительному чтению.

  • Взрослый предлагает ребёнку читать тот же текст, но чуть помедленнее и выразительно.
  • Когда ребёнок прочитает знакомый отрывок до конца, взрослый его не останавливает.
  • Ребёнок читает далее незнакомую часть текста.

Тут нас ожидает маленькое чудо: несколько раз прочитав в повышенном темпе знакомую часть текста, ученик и незнакомую часть читает также в повышенном темпе. Правда, хватает его ненадолго. Но если упражняться ежедневно, то продолжительность чтения текста в повышенном темпе будет увеличиваться. Две-три недели занятий, и чтение заметно улучшится.

Рекомендация 8

Важно стимулировать чтение. Обычно стимулирование понимается как награда чем-то. Но психологи предлагают самозамер скорости чтения. Проводится так.

  • Ученик читает отрывок текста 1 минуту.
  • Подсчитывает и записывает в дневник количество слов.

Учитель или родитель может поинтересоваться количеством слов неделю назад и сравнить с настоящим. Результат при систематической работе всегда положительный. Это вызывает положительное отношение к тренировкам. Именно это главная задача в упражнении. Взрослому надо так формулировать оценку, чтобы были именно положительные эмоции.

Как видите, ничего невозможного нет. Требуется только систематический труд. Конечно, темп и результаты у разных ребят будут разными. Но так и должно быть. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям. 

Комментарии  

+1 # Дмитрий с Буридо 22.12.2018 17:53
Спасибо, интересные факты и рекомендации, узнал много нового для себя! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Александр Каратаев 23.12.2018 17:27
Интересные рекомендации, о некоторых вообще не слышал. Но своих детей (сына и дочь) учили читать задолго до школы. Прививали им любовь к книгам. И когда они пошли в школу, то читали вполне свободно, чем выгодно отличались от многих своих одноклассников. Книги, кстати, любят до сих пор.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Алексей 24.12.2018 18:35
Давно миновало, когда был в начальных классах. И только сейчас понял как сложно быть учителем начальных классов. Были и у меня проблемы со скорочтением, но сейчас даже смешно вспоминать те мучительные эпизоды.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий