Понимание текстов напрямую зависит от словарного запаса ученика. Не будем говорить, почему словарный запас ребят, начинающих обучение, беден. Примем это как факт. Как увеличить словарный запас?
Наш материал для родителей, не желающих с этим мириться. Он возник из обучения детей с аутизмом. Аутисты очень своеобразно видят этот мир. Им сложно перевести видимую картинку в слова, потому что слов мало. Но так можно набирать словарь и обычным детям, у которых тоже мало слов.
Чтобы как-то разнообразить занятия по увеличению словарного запаса и не убить интерес к чтению, полезно использовать компьютер или планшет и картинки, потому что ребята в начальной школе мыслят тоже образно, как и аутисты. Особенно это касается испытывающих затруднения в понимании текстов.
Для упражнения потребуются:
- планшет или компьютер
- картинки из интернета
- мало мальское умение читать.
Игры на увеличение словарного запаса
Выбираем очень простые картинки, на которых животное что-то делает. Вставляем картинки в табличку (пример ниже). Под картинкой должна быть свободная строка, где ребёнок будет печатать.
Упражнение 1. Словарный запас предметов и действий
Инструкция: рассмотри картинку и напиши вот здесь (показываете), кто это и что он делает.
Задача простая: написать предмет и действие. Даже не придумать предложение из двух слов, а в двух словах описать картинку. С этим заданием дети справляются легко, что придаёт уверенности. Пишут с ошибками, но это пока не наша проблема. Поэтому ошибку просто исправляем, заостряя внимание: это надо писать так.
Самые частые ошибки:
- не пишется заглавная буква в начале предложения,
- не ставится точка в конце предложения.
Скажу по опыту, предложение что-то напечатать дети отвергают редко, считают, что написать от руки гораздо труднее. А нам печатный текст и нужен.
Упражнение 2. Набор словаря синонимов
Усложняем задачу. Надо заменить глагол на его синоним.
Рассмотрим картинку, где белка вылезает из дупла. Как ещё можно сказать? Варианты соотносите с картинкой. «Выползает» подходит? Ползут на животе. Разве белка на животе ползёт? А вот «выбирается» подходит.
В доме, где есть школьник, полезно иметь толковый словарь. Не припомнили синонима, обращайтесь к словарю. Где ещё поискать синонимы, посмотрите здесь.
Упражнение 3. Словарный запас качеств предметов.
Скучное предложение получилось. Надо его украсить. Как? Каждый предмет имеет качества, выраженные прилагательными.
Пример.
- Лиса ловит мышку. Лиса какая? Рыжая, хитрая, ловкая, молодая и прочее.
- Рыжая хитрая лиса ловит мышку.
- Но мышка тоже со своими качествами! Она маленькая, серая, юркая…
- Рыжая хитрая лиса ловит маленькую юркую мышку.
Качества, выраженные прилагательными, включили. Картина стала ярче.
Упражнение 4. Развёрнутое предложение
Действие происходит на определённом фоне. Его тоже необходимо отметить. Что окружает лису и мышку? Снег.
В итоге предложение будет звучать так: рыжая, хитрая лиса на снегу ловит маленькую юркую мышку.
Словарный запас и наблюдательность взаимно стимулируют друг друга к развитию. Когда составление развёрнутого предложения не будет представлять труда, пора переходить к составлению текста.
Упражнение 5. Словарный запас и тексты
К описанию находящейся перед глазами ребёнка картины добавляются ответы на два вопроса.
- Что было до изображённого на картине.
- Что будет после изображённого на картине.
При затруднениях их можно развести во времени. Неплохо научить детей словам и выражениям, с которых начинается повествование:
- однажды,
- как-то раз,
- жил-был,
- в некотором царстве и тому подобное
Смысл упражнения в активизации пассивного словарного запаса. Ребёнок приходит к тому, что надо описать то, чего он не видит. Приходится нарисовать в воображении дополнительные картинки, а потом «порыться» в своей памяти и подобрать слова для их описания.
Пример текста Маши
Однажды дикий полосатый тигр устал и решил поспать.
А весёлые обезьяны затеяли шумную игру.
Дикий тигр очень разозлился и страшно зарычал.
Глупые обезьяны испугались и убежали.
Печатая текст, предложения располагайте в столбик. Так они легче воспринимаются. Посмотрите этот материал, особенно если вы работаете с особым ребёнком.
Работая стабильно и терпеливо, вы имеете шанс сформировать у ребёнка хороший словарный запас, который позволит быстро и качественно понимать любые тексты. Будут ли это литературные тексты, тексты задач и упражнений – не имеет значения. Работать придётся довольно долго, пока навык не сформируется. Но он стоит усилий.
Разработка расширений Joomla
Комментарии