Понимать текст – главное в чтении. Затруднения в понимании читаемых текстов значительно затрудняет обучение детей, не любящих читать. Приходится подбирать нетрадиционные методы помощи таким ребятам. Один из них – точное рисование по содержанию текста, иллюстрирование.
Известно, что самые трудные для понимания тексты – описания. Слабо эмоциональное повествование навевает скуку и сонливость. Описательных текстов на школьном пути множество. Лучше сразу научить детей читать, анализировать и понимать тексты в дошкольном или младшем школьном возрасте.
Как научить понимать текст?
Понять текст помогает иллюстрирование. Читаем, разбираем каждое предложение на образы и рисуем. Подобные иллюстрации для примера предварительно не рассматриваем. Детям, имеющим слабое воображение, трудно сделать рисунок самостоятельно. Требуется помощь взрослого.
Рисовать можно чем угодно. Наши ребята любят сухую пастель – необычный материал для них. Пастель мажется, поэтому к ней понадобятся тряпочки.
Занятия проводились с подготовишками, имеющими речевые нарушения. Но такого рода занятия полезны всем детям без исключения независимо от интеллектуального развития. Дети всех категорий дают продвижение.
Текст для работы называется «Плакучая ива».
Инструкция. Я прочитаю (ты сам прочитаешь) коротенький текст. Постарайся представить, какую картинку можно к нему нарисовать, чтобы помочь детям лучше понять текст.
Плакучая ива
На берегу речушки растёт старая ива.
Её ствол толстый и весь в глубоких бороздах.
Ива склонилась над речкой и ветками достаёт воды.
У ивы поникшие ветки как будто она плачет.
Поэтому ива называется плакучей.
Ход занятия
- Где происходит событие (действие)? На берегу речушки. Что мы скажем о ней? Она маленькая. Рисуем речушку. Где на листе бумаги начинается речушка? Как маленькая речушка выглядит? Обычно ребята проводят две параллельных горизонтальных линии. Покажите другие варианты. Маленькая речушка – значит узкая (расстояние между берегами небольшое) и мелкая (воды в ней мало, видны камни)
С речушкой разобрались
- Что такое – ива? Это дерево. Значит, нам надо нарисовать дерево. Что у дерева имеется? Ствол, ветки, листья. Теперь конкретно об иве что сказано? Старая, толстая, на стволе борозды. Как растёт ива? Склонилась над речкой. Поникшие ветви большие затруднения вызывали. Поэтому такие непонятки хорошо проигрывать: «Сейчас ты превратишься в дерево. Туловище – ствол. Руки подними вверх – ветки. Кисти рук вниз – поникшие ветки. Как дерево наклоняется? Ветки прямо до воды достают».
- Подводим итог: почему ива называется плакучая. Она похожа на плачущего человека. Когда человек плачет, он наклоняется вперёд и закрывает лицо руками.
Чтобы сразу понять текст, надо провести не одно занятие по иллюстрированию. Для следующего занятия предлагаем также несложный текст «Ёжик»
Ёжик
Ёжик живёт в лесу.
Под старой сосной ежиная норка.
У ёжика на шкурке колючие иголки.
Иголки спасают ёжика от врагов.
У ёжика два глаза.
Глаза круглые и чёрные.
Нос тоже чёрный.
У ёжика четыре лапки.
Ёжик ест яблоки и грибы.
Для третьего занятия текст будет немного сложнее, хотя таковым взрослому человеку не кажется.
Чашка
У тебя есть чайная чашка?
У меня тоже есть чайная чашка.
У чашки есть донце, стенки, ручка.
На чашке бывает рисунок.
На моей чайной чашке есть синяя полоска вверху.
Эта полоска называется кайма.
Ещё на чашке есть синие цветы с пятью лепестками.
Закрой глаза и представь свою чашку.
Нарисуй сначала мою чашку, а потом свою.
Что за умственные функции помогут понимать текст?
Память и понимание текста.
Всё, что ребята знают о водоёмах, деревьях, способах их изображения, поднимается из глубин, пересматривается, дополняется. В процессе рисования идёт постоянное обращение к тексту. Не читающие дошколята вынуждены удерживать текст в оперативной памяти. Читающие ребята любого возраста обращаются к нему в поиске необходимых образов. Идёт постоянная тренировка памяти. Это помогает им понять текст лучше.
Наблюдательность и понимание текста.
Городские дети, выросшие в каменных джунглях, редко бывают наблюдательными. После 8 – 10 занятий ситуация меняется. Многие дети обращают внимание на похожесть предметов и явлений. Ребёнок с аутизмом, никогда сравнений не делавший, увидел, что зерна кукурузы похожи на бусы, а ногти – на месяц на небе.
Если вы сами попробуете рисовать часто, то заметите, – глаз ищет красивое в окружающем мире, а голова думает, как это будет выглядеть на рисунке. С детьми происходит аналогичное. Сравнение – интеллектуальное качество тоже помогающее понять тексты.
Обычно работаем шаблонно. С ребятами, которым трудно, это неэффективно. У них масса своих труднопреодолимых шаблонов. Иногда надо от них отступать. Сайт Нестандартные дети предлагает один из вариантов и желает успехов.
Комментарии