Начинающие читать дошкольники очень активно осваивают письменную речь, интересуются играми со словами, написанными на карточках.
Поэтому для них полезно сделать игры, сочетающие отработку навыков чтения и умственное развитие. Частенько даже специалисты отказываются от дидактических игр на обобщение, сравнение и другие умственные операции из-за необходимости значительное время тратить на подбор картинок, что говорить о вечно занятых родителях.
Распечатать их на цветном принтере тоже «влетает в копеечку».
Игры со словами на умственное развитие
Освоение печатного слова может вывести работу на новый уровень. Для этого вместо предметных картинок напишем обозначающие их слова. И этими карточками со словами можно будет манипулировать, как предметными картинками.
Игра со словами «Семейки предметов»
Нам потребуются:
- карточки с названиями деревьев и цветов (поначалу в немногом количестве): берёза, рябина, ромашка, сосна, колокольчик, роза и т. п;
- картонное (или из плотной бумаги) полотно с названиями групп (семеек).
Ход игры со словами
На столе карточки со словами.
Инструкция. Читай слово на карточке и выбери, к какой семейке предмет относится: к деревьям или цветам.
По мере освоения чтения и правил эту игру со словами усложняем двумя способами:
- увеличиваем набор растений,
- вводим по одной новые группы (семейки).
Какие это будут группы – неважно: электрические приборы, одежда и прочее. Главное, чтобы ребята научились сравнивать, выделять различие и сходство предметов.
Игра со словами «Кто как голос подаёт»
У нас есть предложения.
- Корова мычит.
- Свинья хрюкает.
- Кошка мяукает.
- Собака лает.
- Лошадь ржёт.
- Курица кудахчет.
- Змея шипит.
- Воробей чирикает.
- Кукушка кукует.
- Лягушка квакает.
- Лев рычит.
- Журавль курлычет.
- Коза блеет.
Рассмотрим, как можно сделать полезную игру со словами из приведённых выше предложений. Обычно такую информацию просто заучивают для расширения глагольного словаря. Работает в основном слуховая и немного моторная (артикулирование слов) память.
Включим зрительную память. Удалим из текста знаки препинания, распечатаем большими буквами (не менее 18 пт). Наклеим текст на картон и разрежем на слова, которые сгребём в одну "мала кучу".
Игровая задача:
- Сперва, читая слова, разделить их на две кучки (семейки): названия предметов и действия предметов.
- Затем к каждому предмету подобрать действие.
Сколько раз ребёнок прочитает (причём добровольно!) слова? Как минимум, каждое слово два раза:
- чтобы разобрать слова на группы,
- чтобы к предмету подобрать соответствующее действие.
Ребёнок не только слышит, как слово звучит (аудиальный образ), но и как оно выглядит (зрительный образ), и не один раз произносит это слово (моторный образ). Кроме того, ещё идёт соотнесение слова и настоящего предмета – активизация имеющегося опыта.
Рассуждения.
- Словечко «корова» читаю и представляю, как она выглядит.
- Разделяя слова на группы, я буду искать основания для этого разделения. Проще говоря, какие слова с какими объединять. Почему нельзя в одну группу сложить слова «корова» и «мычит», а слова «корова» и «кошка» можно?
Словом, колёсики в мозгах вертятся.
Игра со словами «Что за слово (буква) было»
Напечатаем большими буквами и наклеим на картон на первом этапе буквы, на втором – короткие слова из 2-3 букв. Показываем их детям быстро, не более 2 секунд (на счёт 1-2).
Инструкция. Я покажу быстро букву (словечко), а ты прочитай (или напиши). Просьба обратить особое внимание – пишем печатными буквами.
Поначалу будут ошибки. Ребят это расстраивает. Объясните, что это явление временное. С развитием скорости так называемого зрительного схватывания ошибки постепенно уйдут.
Эти и подобные игры со словами весьма полезны не только начинающим читать детям, но и школьникам в начальной школе. Они не только развивают навык чтения, но и ум малыша со всех сторон. Сайт «Нестандартные дети» желает всем успехов.
Комментарии