Гимнастика для мозга полезна всегда и всем, особенно детям с минимальной мозговой дисфункцией. Иногда бывает, что работа полушарий у ребёнка настолько разбалансирована, что они работают как бы попеременно. Такое бывает у гиперактивных детей. Как это выглядит?
Обычно человек контролирует свои эмоции. Он может гневаться (правое полушарие), но в норме включается контроль левого полушария. Это позволяет соблюдать определённые социальные нормы. Что бывает, если контроль не включается? Тогда говорят о поступках в состоянии аффекта.
Если развито левое полушарие, а правое блокируется частично, а то и полностью, самоконтроль приобретает гипертрофированные формы, крайняя из которых перфекционизм. Перфекционисты готовы доводить дело, как они считают, до идеального состояния. На деле такая работа никогда не будет закончена. Не хватает перфекционистам чуточки здорового «пофигизма». "Лучшее – враг хорошего" – это про них.
Чтобы крайностей не возникало, требуется согласованная работа обоих полушарий. Это качество можно развивать в любом возрасте, особенно детском. Гимнастика для мозга может прекрасно сочетаться с учебными действиями.
Гимнастика для мозга + учим (закрепляем) алфавит
В этой игре надо одновременно называть буквы и производить манипуляции руками. Для школьников и дошкольников условия немного различаются. Школьники могут называть буквы так, как их научил учитель. Дошкольники произносят звуки (к примеру, не «ЭМ», а коротко «М»).
Материалы к гимнастике для мозга
Подготовьте карточки из плотной бумаги размером 10х4 см. Они будут трёх видов. На каждой карточке две буквы. Вверху – любая буква алфавита. Внизу – буквы О, Л, П.
Ход игры
- Взрослый показывает ребёнку карточку.
- Ребёнок называет букву вверху и поднимает руки в зависимости от буквы внизу:
П – правую руку,
Л – левую руку,
О – обе руки.
Поначалу это будет нелегко выполнить правильно, поэтому время демонстрации карточки надо подбирать в зависимости от темпа выполнения ребёнком задания. По мере проявления навыка демонстрационное время следует постепенно уменьшить.
Гимнастика для мозга такого рода подойдёт и дошколятам, и старшеклассникам. Упражнение не только синхронизирует деятельность полушарий, но и здорово тренирует зрительную память, концентрацию внимания, а также развивает умение делать несколько дел сразу.
Для усложнения:
- увеличиваем скорость предъявления карточки,
- букву алфавита заменяем слогом в следующем порядке: ТО-, СТО-,
- или коротким словом.
Конечно, упражнение требует хлопот по подготовке материалов, но такая гимнастика для мозга приносит очень большую пользу. Проведите её перед уроком, и вы не увидите «пустых» глаз, потому что мозг придёт в активное состояние.
Комментарии
Для синхронизации работы полушарий перед любой умственной работой можно ещё просто порастирать ладошки друг о друга.
А вот если у жены развит перфекционизм (я всегда думал что это склад характера), то ей возможно помочь?