То, что чтение – базовый навык в образовании, прописная истина. Чем лучше человек читает, тем больше он знает и получает от этого удовольствие. Это тоже все знают.
Содержание
- Итог начальной школы
- У кого нельзя проверять технику чтения
- Структура чтения
- Задание на скорость восприятия
Взрослые стонут: "Дети не читают. Не любят это дело." Не любят, потому что трудно (по разным причинам). Взрослых можно понять: уже в начальной школе у всех учащихся должен быть сформирован навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в среднем звене.
Итог начальной школы
Заканчивая начальную школу, ученик должен продемонстрировать владение изучающим чтением. Значит
- осознанно, правильно и выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту)
- и "про себя" (на 50 и более слов быстрее, чем вслух).
Это минимальный уровень. Разумеется, требования к навыку этим не ограничиваются. То есть для полноценного обучения дальше надо читать быстро и качественно.
Поскольку техника чтения легко проверяется и много времени не занимает, то из рядового контрольного теста он превратился в бич для детей, до этих требований по каким-то причинам не дотягивающих.
Мне, как школьному психологу, приходилось проверять этот навык. Даже хорошо читающие дети испытывают стресс. А уж те, кто не укладывается, вообще приходят в полуобморочное состояние. Желание читать разрушает однозначно!
У кого нельзя проверять технику чтения
Далеко не все родители и учителя знают, что не у всех учеников технику чтения можно проверять в общей массе. Это дети с неврологией: эпилептики, заикающиеся, дизартрики и др.
Дизартрия – дефект речи, при котором нарушены проводящие нервные пути, соединяющие артикуляционный аппарат и его центр в коре головного мозга. Дизартрия бывает у хороших и умных детей, даже отличников.
Дизартрику необходимо время, чтобы подумать, как язык поставить для произнесения каких-то слов и звуков. Какая уж тут скорость чтения.
Ребят с дизартрией стало достаточно много. Не все они попадают на реабилитацию к логопеду. Учитель найдет приемлемые способы проверки техники чтения у ребенка, если вы принесете ему справку от невролога.
Структура чтения
Каждый год родители стараются обучить своих чад читать еще до школы. В школу приходят две категории детей: читающие и не читающие. Помнится, как удивлял меня на заре моей карьеры тот факт, что часто не читающие дети очень быстро обучались и оставляли далеко позади некоторых читающих сверстников. Почему так? Для эффективного и быстрого чтения нужна соответствующая умственная база. Ведь по существу быстрое чтение - это быстрое мышление.
Разбираясь в структуре навыка, мы обнаружим следующее:
Чтение = восприятие текста + понимание + запоминание + применение (воспроизведение).
Чтобы оно стало быстрым, можно и нужно:
- совершенствовать все компоненты вместе и каждый по отдельности;
- создавать у ребенка положительную мотивацию к чтению.
Как умение читать быстро помогает ученику? Вот школьный пример из далеких 90-х годов прошлого века. Денег не было. Учебники были только в школе и выдавались на кабинеты. Как правило, один учебник на двоих.
Однажды ко мне пришла ученица 8 класса и попросила научить ее быстро читать. Свое желание, объяснила так: "Я только читать начинаю, а Аня (соседка по парте) уже прочитала и отвечать руку поднимает. Я тоже хочу научиться".
Задание на скорость восприятия
Вернемся к формуле. Первое, на что надо обратить внимание, – это восприятие текста. Какие упражнения полезно выполнять с дошкольниками и младшими школьниками для его развития?
Я использую материал А. М. Ильина, но в его варианте он не очень удобен, поэтому мне пришлось эти игры и задания модифицировать под свои цели.
Обычно к пяти годам, а то и раньше дети знают все буквы. Полезно просматривать их вместе с ребенком следующим образом.
- Разложите карточки с буквами на столе.
- Поговорите с ребенком, какой предмет каждая буква ему напоминает. Ответы напишите карандашом на обратной стороне карточки.
- Если вы занимаетесь с дошкольниками, то буквы называйте, как звуки: не "Эр", а "Р", не "Це", а коротко "Ц". Делается это затем, чтобы не осложнить слияние букв в слоги.
- Буквы мы повторили. А дальше я делаю так. Собираю все карточки в стопку. Говорю ребенку: "Я покажу тебе букву, а ты назови ее так быстро, как только можешь". Время показа подбираем по темпераменту ребенка. Но каждую неделю уменьшаем его. Все время спрашиваю ребенка: "А еще быстрее можешь?"
Просматривайте многократно с максимальной скоростью весь алфавит 2-3 мин. до наступления легкого утомления. Похвалите ребенка. Выполняйте упражнение ежедневно. Применяйте буквы из практического материала по Монтессори. Достоинство его в том, что ребенок может научиться быстро узнавать не только печатные, но и письменные варианты букв.
Далее работу усложняем. Как? Читайте в следующей статье.
Комментарии
Самый лучший возраст для обучения чтению 5 лет. Считается, что дети наиболее чувствительны к слову именно в этом возрасте. А чтобы интерес не пропал, играйте в игры со словами, звуками. Их огромное множество.Это будет только на пользу Вашему малышу. Для примера приведу статью на этом блоге “Активизация речи и театрализованная деятельность детей” и ее продолжение .
Моя дочка с 2,5 лет все букв знала, но никак не могла научится читать, потому что мы учили её именно буквам, а для чтения надо звукам учить. Как только я её переучила, на втором же занятии она начала читать! Ей было 4,5. Научила читать её я сама, д.с она не посещала. А когда пошла, в 5,5, уже умела слитно читать. И так до третьего класса она быстрее всех читала.