Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Быстрое чтениеТо, что чтение – базовый навык в образовании, прописная истина. Чем лучше человек читает, тем больше он знает и получает от этого удовольствие. Это тоже все знают.

Содержание

  1. Итог начальной школы
  2. У кого нельзя проверять технику чтения
  3. Структура чтения
  4. Задание на скорость восприятия

Взрослые стонут: "Дети не читают. Не любят это дело." Не любят, потому что трудно (по разным причинам). Взрослых можно понять: уже в начальной школе у всех учащихся должен быть сформирован навык чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в среднем звене.

Итог начальной школы

Заканчивая начальную школу, ученик должен продемонстрировать владение изучающим чтением. Значит

  1. осознанно, правильно и выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту)
  2. и "про себя" (на 50 и более слов быстрее, чем вслух).

Это  минимальный уровень. Разумеется, требования к навыку этим не ограничиваются.  То есть для полноценного обучения дальше надо читать быстро и качественно.

Поскольку техника чтения легко проверяется и много времени не занимает, то из рядового контрольного теста он превратился в бич для детей, до этих требований по каким-то причинам не дотягивающих.

Мне, как школьному психологу, приходилось проверять этот навык. Даже хорошо читающие дети испытывают стресс. А уж те, кто не укладывается, вообще приходят в полуобморочное состояние. Желание читать разрушает однозначно!

У кого нельзя проверять технику чтения

Далеко не все родители и учителя знают, что не у всех учеников технику чтения можно проверять в общей массе. Это дети с неврологией: эпилептики, заикающиеся, дизартрики и др.

Дизартрия – дефект речи, при котором нарушены проводящие нервные пути, соединяющие артикуляционный аппарат и его центр в коре головного мозга. Дизартрия бывает у хороших и умных детей, даже отличников.

Дизартрику необходимо время, чтобы подумать, как язык поставить для произнесения каких-то слов и звуков. Какая уж тут скорость чтения.

Ребят с дизартрией стало достаточно много. Не все они попадают на реабилитацию к логопеду. Учитель найдет приемлемые способы проверки техники чтения у ребенка, если вы принесете ему справку от невролога.

Структура чтения

Каждый год родители стараются обучить своих чад читать еще до школы. В школу приходят две категории детей: читающие и не читающие. Помнится, как удивлял меня на заре моей карьеры тот факт, что часто не читающие дети очень быстро обучались и оставляли далеко позади некоторых читающих сверстников. Почему так? Для эффективного и быстрого чтения нужна соответствующая умственная база. Ведь по существу быстрое чтение - это быстрое мышление.

Разбираясь в структуре навыка, мы обнаружим следующее:

Чтение = восприятие текста + понимание + запоминание + применение (воспроизведение).

Чтобы оно стало быстрым, можно и нужно:

  1. совершенствовать все компоненты вместе и каждый по отдельности;
  2. создавать у ребенка положительную мотивацию к чтению.

Как умение читать быстро помогает ученику? Вот школьный пример из далеких  90-х годов прошлого века. Денег не было. Учебники были только в школе и выдавались на кабинеты. Как правило, один учебник на двоих.

Однажды ко мне пришла ученица 8 класса и попросила научить ее быстро читать. Свое желание, объяснила так: "Я только читать начинаю, а Аня (соседка по парте) уже прочитала и отвечать руку поднимает. Я тоже хочу научиться".

Быстрое чтение

Задание на скорость восприятия

Вернемся к формуле. Первое, на что надо обратить внимание, – это восприятие текста. Какие упражнения полезно выполнять с дошкольниками и младшими школьниками для его развития?

Я использую материал А. М. Ильина, но в его варианте он не очень удобен, поэтому мне пришлось эти игры и задания модифицировать под свои цели.

Обычно к пяти годам, а то и раньше дети знают все буквы. Полезно просматривать их вместе с ребенком следующим образом.

  1. Разложите карточки с буквами на столе.
  2. Поговорите с ребенком, какой предмет каждая буква ему напоминает. Ответы напишите карандашом на обратной стороне карточки.
  3. Если вы занимаетесь с дошкольниками, то буквы называйте, как звуки: не "Эр", а "Р", не "Це", а коротко "Ц". Делается это затем, чтобы не осложнить слияние букв в слоги.
  4. Буквы мы повторили. А дальше я делаю так. Собираю все карточки в стопку. Говорю ребенку: "Я покажу тебе букву, а ты назови ее так быстро, как только можешь". Время показа подбираем по темпераменту ребенка. Но каждую неделю уменьшаем его. Все время спрашиваю ребенка: "А еще быстрее можешь?"

Просматривайте многократно с максимальной скоростью весь алфавит 2-3 мин. до наступления легкого утомления. Похвалите ребенка. Выполняйте упражнение ежедневно. Применяйте буквы из практического материала по Монтессори. Достоинство его в том, что ребенок может научиться быстро узнавать не только печатные, но и письменные варианты букв.

Далее работу усложняем. Как? Читайте в следующей статье.  

Комментарии  

0 # Ирина 26.06.2013 21:21
Моя дочь никак не могла научиться читать до школы. Дома плакали вместе с ней пока учились читать. Забросила это дело. А в школе за месяц научилась и всегда имела высокую технику чтения.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 26.06.2013 22:03
Галина, Вы так правильно подметили, что ребенку важно именно иметь развитую умственную базу, а уж на эту базу наложить навык быстрого чтения, как в прочем и любой другой - дело техники. Напрашивается сам собой вывод, что важно не столько учить читать в дошкольном возрасте, сколько развивать логическое мышление, память, внимание и так далее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Лидия 27.06.2013 10:00
Из собственного опыта: читала своей дочери в детстве много стихов, она запоминала из наизусь, параллельно с этим я показывала ей буквы. В результате она запоминала наизусть стихи, а дальше брала книги с этими стихами и сама научилась читать уже в 3,5 года
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Юлия 27.06.2013 14:23
А с какого возраста вообще следует начинать учить читать? Сын к двум годам отлично знал буквы. В развивающем центре начинали учить слоги, ему нравилось. Подумывала купить кубики Зайцева. Но тут в сад пошли, и заведующая сказала - категорически нет кубикам! Дети после них не могут переучиться, и возникают потом проблемы в школе. Говорит, в садике будут организовываться доп. занятия для обучения детей чтению с 4-х лет. Боюсь, что к этому времени у него пропадет интерес к обучению чтению)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 27.06.2013 15:14
В школе у детей, обучавшихся по системе Зайцева, я сталкивалась с одной проблемой: иногда (далеко не все дети, а единицы) пропускали на письме гласные буквы. Это потому, что у детей была проблема звукового анализа. Как только ребенка научили делать звуковой анализ слова (а читающие дети осваивают его быстро), пропуски прекратились.Возможно, есть еще какие-то недостатки, о которых я не знаю.
Самый лучший возраст для обучения чтению 5 лет. Считается, что дети наиболее чувствительны к слову именно в этом возрасте. А чтобы интерес не пропал, играйте в игры со словами, звуками. Их огромное множество.Это будет только на пользу Вашему малышу. Для примера приведу статью на этом блоге “Активизация речи и театрализованная деятельность детей” и ее продолжение .
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Инна 27.06.2013 14:27
Расскажу как я учила читать.
Моя дочка с 2,5 лет все букв знала, но никак не могла научится читать, потому что мы учили её именно буквам, а для чтения надо звукам учить. Как только я её переучила, на втором же занятии она начала читать! Ей было 4,5. Научила читать её я сама, д.с она не посещала. А когда пошла, в 5,5, уже умела слитно читать. И так до третьего класса она быстрее всех читала.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 27.06.2013 14:47
Очень верное замечание: надо звукам учить!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Роман 28.06.2013 12:50
Как научить ребенка читать быстро? Спасибо автору за совет! У меня пока нет детей, но собираемся. Взял на заметку. С меня твит
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга Кутуева 28.06.2013 16:47
Спасибо 3а советы, Галина! Любое развитие должно быть последовательным, иначе можно долго мучится, а результата не будет!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Сергей 28.06.2013 22:45
Мне очень понравилась Ваша статья, спасибо!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Наталья 29.06.2013 01:46
Актуальная тема для многих!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Natabul 07.07.2013 18:40
Иногда дети легко схватывают навыки чтения, а некоторым приходится сложно быстро научиться читать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Андрей Гончаров 04.05.2015 16:07
Понимание нужно развить текста в первую очередь. А практика ежедневного чтения поможет и ускорить его.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Виктор 28.12.2015 13:38
Уже не первый раз слышу мнение, что дети, которые приходят в школу не умея читать часто обгоняют в чтении своих читающих сверстников. Получается, что обучать чтению до школы вредно. Мы сейчас как раз учимся читать с моим сыном 5,5 лет. Читаем слоги. Неплохо читаем слова до 5-6 букв. Читаем с пониманием. Стараемся писать. И я вот задумался - может быть я делаю что-то не то? Как избежать ошибок?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 28.12.2015 14:29
Учить читать можно. А в период особой восприимчивости к чтению (5-6 лет) это уже хорошо получается. Статья о том, что нельзя сразу "натаскивать" на скорость чтения. Всему своё время. Осваивая чтение наиболее природосообразным образом, без спешки, ребёнок имеет возможность развивать и другие качества ума, от которых скорость и понимание зависят в значительной степени: память и внимание. Правильно делаете, что пишете - закрепляется в памяти не только слуховой, но и зрительный образ слова, что полезно для правописания. Только писать в этом возрасте надо печатными буквами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий