Развивать чувствительность детей к слову можно разными способами. Нас будет интересовать не часто применяемый с дошкольниками способ – анаграммы.
Эта словесная игра подойдёт для ребят, имеющих элементарные навыки чтения.
Анаграммы – интеллектуальная забава, известная во многих языках, пришла из античной древности.
В наше время применяются в тестах интеллекта (задания английского психолога, профессора Г. Айзенка).
Лучше всего с их помощью выявляется эрудированность человека, богатство его словарного запаса. Ведь невозможно найти решение анаграммы, не зная слова, в которое она превратится.
Анаграмма выглядит так. Имеется исходное слово или некий набор букв. Мы его как-то трансформируем и получаем другое слово.
Анаграммы для детей
Как применить такую словесную игру в работе с дошкольниками? Есть отличная книжка на эту тему «Учись читать, малыш!» Но нам она не подходит, поскольку составлена для школьников. Даже не каждому современному первокласснику анаграммы из книжки по плечу. Нам пришлось составлять более простые задания.
Составление анаграмм
Как составить анаграмму? Очень просто: переставьте буквы в слове и получите искомое. Начинаем с простых трёхбуквенных слов. По мере освоения игры количество букв увеличивается.
Слово задом наперёд
Вариант 1
Инструкция. Прочитай слово ТОК. Это хитрое словечко. Если прочитать его наоборот, получится другое слово – КОТ
Примеры: ТОК – КОТ, НОС – СОН, СЕЛ – ЛЕС, КАР – РАК
То есть было одно осмысленное слово, стало другое, тоже понятное. Но таких слов немного. Проще взять набор букв, превращающийся при прочтении справа налево в понятное слово: РГИТ – ТИГР.
Вариант 2
Набор букв наоборот
Примеры: ХОМ – МОХ, АВИ – ИВА, ШУД – ДУШ, РАШ – ШАР, ТИЩ – ЩИТ, АХУ – УХА
Игра «Разведчики»
Для поддержания интереса организуем игру в разведчиков. Для игры привлекаем как минимум двоих детей. Один зашифровывает слова, другой расшифровывает.
Инструкция шифровальщику. Надо передать секретное сообщение. Чтобы неприятель не узнал секрет, его надо зашифровать – написать слова наоборот.
Даются напечатанные крупным шрифтом слова. Шифровальщик на отдельном листочке пишет их наоборот, располагая в столбик.
Пример: ДУБ, СОК, БОК, ШАГ, ЛЕВ, СУП, КИТ, ЧАЙ, ЛУЧ, ДОМ
Обязательно следует проверить, все ли буквы на месте, так как дошколята частенько с вниманием не дружат и что-нибудь пропускают или пишут лишнее. Мы сперва считаем буквы. Сошлось количество – работаем дальше. Не сошлось – проверяем побуквенно.
Инструкция дешифратору. Смотри, тут какие-то непонятные слова. Они зашифрованы. Чтобы расшифровать, надо прочитать эти буквы справа налево.
Пример: БУД, КОС, КОБ, ГАШ, ВЕЛ, ПУС, ТИК, ЙАЧ, ЧУЛ, МОД
Расшифрованные слова пишутся рядом с шифром.
Меняем буквы местами
Поменять в слове буквы местами – следующая ступенька решения анаграмм для детей. Есть словечко ТИГР. Меняем местами И и Г – получается ТГИР.
Здесь тоже можно поиграть в разведчиков. С ролью шифровальщика вполне справится кто-нибудь из взрослых.
Инструкция. В слове две буквы поменялись местами. Получилось нечто непонятное. Найди эти буквы, верни на место и напиши правильное слово.
Пример: ХЕЛБ, ТЕЛПО, ВЕЕТР, ГОРЗА
Прочти слова и найди лишнее.
Это усложнение предыдущей игры. Читающим ребятам-дошкольникам будет маловато просто разгадать анаграмму. Разгадку следует обязательно записать, чтобы не забыть. Во всяком случае поначалу. И из записанных слов выбрать лишнее. Объяснить, почему оно к остальным не подходит.
Пример: ТГИР, ЛВЕ, СОЛН, ТУЛФИ
Разгадка: ТИГР, ЛЕВ, СЛОН, ТУФЛИ.
Объяснение: лишнее слова ТУФЛИ, потому что это обувь, а все остальные животные.
Примерно так.
Материал удобно расположить в табличке таким образом, чтобы справа оставалось место для записи расшифровки анаграммы.
зяац влок бекла вдоа |
кёлн дбу берзаё маишна |
окнуь осм щуак лотомок |
кшаф диавн корвать квоёр |
лыиж кноьки снаки трваа |
кто соабка кроова щкуа |
брюик котфа шроты зима |
блюцде чшака смаовар мышак |
схаар хелб моолко цевток |
Тренируйтесь и становитесь умнее! Любите родной язык. Сайт Нестандартные дети желает успехов.
Комментарии