Цель занятия: запоминание и узнавание цвета. Усвоению цвета поможет пластилин. Одна и та же работа с цветом при смене материала получает элемент новизны, малышу легче её принять.
Материалы для работы: подставки для работы с пластилином, пластилин, фломастеры, планшет-заготовка, пластилиновые заготовки для ёжиков.
Пластилин подбирается не слишком твёрдый зимой и твёрдый летом. Летом пластилин «плывёт» от жары, поэтому лучше брать твёрдый. Планшет-заготовка – это кусок картона, оргстекла, обоев. На одном конце рисуете норку ёжика, на другом – норку его бабушки.
Придумаем историю. Наш персонаж – колючка-ёжик. Он будет путешествовать, а мы ему помогать. Дети раннего возраста любят движение и действие, поэтому перемещения ёжика им понятны.
Ход занятия.
Рассказываем сказку и по ходу выполняем с детьми действия.
Жил-поживал ёжик (показываем картинку).
Берём заготовку без колючек и чёрного носика, но с глазками.
У нашего ёжика нет носика и колючек. Сделаем носик из чёрного пластилина. Где чёрный, покажи.
Носик отщипываем от куска чёрного пластилина. Скатываем шарик. Прилепим на кончик мордочки. Двухлетка, скорее всего, затруднится скатать шарик. Он просто отщипнёт кусочек и прилепит на указанное место. И это хорошо. Трёхлетнему ребёнку скатать шарик вполне под силу. Покажите два способа скатывания: между ладошками и на подставке. Какой удобнее, тем пусть и пользуется.
Сделаем ёжику колючки.
Колючки-спички втыкаем в пластилин. Концы спичек можно заострить предварительно, а можно и не делать этого.
У ёжика была бабушка. Она жила недалеко.
Бабушку делаем аналогично из заготовки.
Однажды пошёл колючка-ёжик в гости к бабушке.
Ставим персонаж на кусок картона или (удобнее) подставку для работы с пластилином. С подставки пластилин легко соскрести и применить повторно. Картон придётся выбросить.
Как же идти, дорожки почти не видно.
Мама рисует тонко карандашом короткую тонкую линию - дорожку.
Давай положим на дорожку камушки, чтобы ёжик не упал. Камушки будут красного цвета, чтобы ёжик хорошо их видел. Где у нас красный пластилин?
Для дорожки отщипываем кусочки-камушки от большого куска (который держит мама) и лепим на линию. Мама тоже камушки лепит на дорожку, помогает малышу. Когда камушки прилеплены, пусть ёжик погуляет по дорожке туда-сюда. Если пальчики слишком слабые, камушки делает мама, а малыш прикрепляет их к дорожке, слегка расплющивая.
Хорошая дорожка получилась, ёжику нравится. Он говорит: спасибо, Миша (Маша, Наташа…). Только что это впереди?
Синим фломастером рисуете неширокую лужу. У нас фломастера не было. его заменила синяя масляная пастель - тоже, кстати, хороший материал. Рисует легко, оставляя широкий яркий след.
Да это же лужа! Какого она цвета? Как ёжику через неё перебраться? Построим мостик через лужу. Какого он будет цвета? А это какой цвет?
Пускай малыш выберет цвет самостоятельно. Если он затрудняется, предложите из набора. Мостик строим из колбасок. Катаем колбаски тоже двумя способами: между ладошками или на подставке (столе). Короткие колбаски прилепим, прижимая пальчиками, последовательно одну за другой, чтобы хватило на всю лужу.
Перешёл ёжик лужу по жёлтому (или любого цвета) мостику и попал на полянку с цветами.
Показываете рисунок цветка: стебель, цветок. Стебелёк – зелёная колбаска. Цветок: шарик сплющивается, и край процарапывается стекой (такой пластмассовый ножичек есть в каждой коробке пластилина). Обращайте внимание на цвет применяемого пластилина.
А тут и бабушка вышла навстречу ёжику. И они вместе полюбовались красивыми цветами. А потом пошли пить чай с печеньем (баранками).
Маршрут в итоге выглядел вот так: бабушка с ёжиком встретились, несмотря на препятствия.
Это занятие для детей 2-3 лет можно провести за один раз. Однако если видите, малыш устал и потерял интерес, разбейте занятие на два. Мне говорят: это же не ребёнок делал. Верно, ему только два года, он участвовал и проявлял инициативу. Но если не учить, а ждать, когда вырастет и сделает сам, есть существенный риск никогда не дождаться.
Историю можно продолжать. Бабушка приготовила для ёжика угощение. Если это баранки, то их лучше лепить их пластилина. А вот печенье интереснее сделать из солёного теста, которое потом можно раскрасить гуашевыми красками - ещё один способ запомнить цвета.
Комментарии