Для развития мышления ребёнка важна ориентировка во времени. Уже младенец усваивает день и ночь. Это самая первая ориентировка во времени с древности.
Малыш растёт, и его представления о времени расширяются. К понятиям «день» и «ночь» добавляются «утро» и «вечер». Основывается такая ориентировка во времени на деятельности ребёнка и его окружения.
Игра на ориентировку во времени «Часы: время суток»
Вариант для 2-3 лет.
Вырезаем из картона круг. На него наклеиваем 2 картинки. На одной небо со звёздами, на другой – солнце на голубом небе. В середине просверливаем острым предметом отверстие, через которое к «часам» прикрепляем стрелку из картона. В качестве крепежа используем гайку с болтиком. Это удобно, потому что при ежедневном поворачивании стрелок крепёж может разболтаться, и стрелка в нужном положении держаться не будет. Тогда надо будет просто подтянуть гайку.
Ориентировка во времени суток: как играть?
- Два раза в сутки менять положение стрелки, в зависимости от времени суток, обращая внимание и рассказывая малышу, что там за окном.
- Организуйте рисование дня и ночи. Рисовать лучше гуашью, потому что гуашь – краска плотная. Если появятся какие-нибудь огрехи, такой краской их будет удобно замазать.
- Кисти: плоские разного размера. Широкой кистью будем рисовать небо. Покажите малышу, как набирать краску на кисть, снимать избыток, как наносить её на бумагу. Чаще всего дети предпочитают рисовать хаотично. Покажите мазки слева направо.
- Теперь нам надо подождать, пока первый слой нашего рисунка высохнет. Малыши не в состоянии ждать долго, поэтому ускоряем процесс с помощью маминого фена Бумага: любая, хорошо впитывающая. Любая в том смысле, что необязательно покупать какую-то дорогую бумагу. В доме всегда найдутся остатки, например, обоев. Размер отрезать по возрасту и силам.
Есть ряд вариантов размещения бумаги. Первый – на мольберте. Второй – на столе. В любом случае лист бумаги должен быть зафиксирован неподвижно.
- На мольберте лист закрепляется прищепками сверху и по бокам или только по бокам.
- На столе лист фиксируем за уголки клейкой лентой.
- Окунаем альбомный лист бумаги в чистую воду, поднимаем вертикально и ждём, когда вода стечёт. Мокрая бумага хорошо «приклеится» к столу.
Вариант размещения зависит от возраста и физического развития малыша. Учтите, что рисуя на мольберте, ему придётся держать на весу руку с кистью, что не каждому под силу. Современные дети не отличаются хорошим физическим статусом.
Ведро с водой и тряпка – обязательно присутствуют. Аварийные ситуации бывают часто – краска разливается на стол, на пол. Гуашь важно вымыть быстро.
Пример занятия на ориентировку во времени «Рисуем день» для 2-3 лет.
- На столе (или мольберте) закрепляем альбомный лист.
- Разведем до нужной степени синюю и желтую гуашь. Синюю нальём на блюдце, чтобы кисть можно было обмакнуть в краску по всей ширине. Жёлтую краску нальём в ячейку палитры.
- Широкой плоской кисточкой ребёнок раскрашивает лист – «небо».
- Сушим рисунок феном. Близко не подносите, чтобы краска не разбрызгалась.
- Когда «небо» высохнет, нарисуем на нём узкой плоской кисточкой круг жёлтого цвета. Можно закрасить его или оставить как есть. Это солнышко.
- Осталось только нарисовать от солнышка лучики и посушить картину феном.
Если бумага деформировалась, прогладьте рисунок утюгом с обратной стороны. Готовый рисунок можно приклеить на «часики» для ориентировки во времени, вложить в пластиковый файл, завести в рамку и разместить на стене.
Аналогичным образом рисуем ночь. Вот самая простая ориентировка во времени.
Собственные рисунки с удовольствием будет рассматривать даже самый непоседливый ребёнок.
Комментарии
А то иногда спрошу у него, сколько времени, посмотрит на часы, да и выдаст "восемь десять" в любое время суток (слова взял из уже давнего измерения сестренки врачем - 80 см))))