Продолжим говорить о развивающих игрушках для детей раннего возраста. Возможно, вы замечали, что коробки, мамина посуда, диванные подушки и прочая бытовая ерунда востребованы в играх больше, чем покупные игрушки.
Почему? Анна Андреева объясняет: потому что большинство покупных игрушек, безусловно, эстетичных, «одноразовые». «Одноразовые» в том смысле, что применять их можно очень ограниченным числом способов. А то и вообще одним. Применил, запомнил, больше неинтересно. Игрушки для малышей своими руками изготовленные гораздо более полезны в плане развития.
Умение находить игрушки в окружающих предметах – признак ума, кто бы что не говорил про эстетическую сторону. Когда родитель придумывает что-то на глазах у малыша, – это достойный пример для подражания на всю его жизнь.
Вкладыши
Вкладыши, предложенные Монтессори 200 лет назад, педагоги и производители игрушек здорово любят. Их вариантов в интернете, как говорят дети, «видимо-невидимо». Мы тоже приложили к этому руку в теме красивого почерка.
Смысл игры – подбор по размеру. Вкладыши найдутся в любом доме: кастрюли с крышками, банки от кремов, бутылочки с крышками. Замечательная игра: подбери крышку. Можно взять пластмассовую линейку-трафарет. Вырезать из картона фигурки по размеру и форме окошек, а потом их вставлять в окошки линейки. Как это сделать здесь.
Копилки
Отличная игра для малышей, обучающая сортировке предметов. Играем с полутора лет. Сортировку по цвету начинать с двух цветов. В крышке коробки, ведёрка прорезаются несколько отверстий, чтобы можно было в эти отверстия что-то просунуть. Отверстия могут быть
- большого размера (туда проходит много разных предметов),
- поменьше и совсем маленького (пролазят только определённые детали).
Простейшая копилка – ведёрко, в которое мы всё собираем. Копилки есть у всех.
А как сделать так, чтобы копилка стимулировала речь? Всё просто.
- Называйте все предметы, попадающие в поле зрения ребёнка.
- Придумывайте звуки, сопровождающие действия: бах, бум, дзинь…
- Считайте предметы, которые ребёнок просовывает в копилку.
Словом, надо не просто дать малышу ведро всяких предметов. Чтобы ребёнок осознавал, что он делает, взрослому важно в игру включаться.
Нанизывание – шнуровки.
Можно сделать из картона: самовар с баранками – резинками для волос, ёлочка с лентой. Шнуровать можно всё, что угодно. Применимы как шнуровки ракетка для бадминтона, планшет от мозаики (он с дырочками), пластмассовую решётку для раковины и прочее. Придумывайте сюжет: нанизываете резинки для волос на шнурок – поезд длинный-длинный,
Хорошо бы, чтобы пальчики работали, но не забудем о мозге. Он тоже должен работать. А работает он только когда есть что-то новенькое. Если вы купили шнуровку и 243 раза её даёте детям в работу, то уже на пятый раз мозг уснёт. Работать будут одни пальцы.
Какая речевая сторона может быть в шнуровках? Речь активизируется в том случае, если вы придумаете сопровождающую нанизывание игру и проговорите её. Например, нанизывание резинок для волос.
Вариант 1
Собрался ёжик в гости к медвежонку. Надо подарок сделать. Купил баранки. Чтобы удобнее было нести, нанизал на шнурок.
Вариант 2
Зашёл ёжик в магазин. Смотрит, свежие баранки. А у него дома ёжата голодные. Купил ёжик баранки, а как донести? Давай ёжику поможем, баранки на верёвочку соберём.
Вариант 3
Бусы маме сделаем, чтобы она красивая была.
Вариант 4
Гусеницу собираем. Она становится толще и толще, а когда станет совсем толстой, то превратится в бабочку. (А. Андреева)
Пальчиковый театр
Вариантов пальчикового театра много. Выбрать на свой вкус есть из чего. Наиболее просто сделать плоские пальчиковые игрушки с дырочками для просовывания пальчиков (большого и указательного). Получаются как бы ножки. Игрушка может ходить бегать, прыгать. Формируется «пинцетный захват», важный для развития мозга, особенно его речевых отделов.
Детям от полутора лет удобнее всего играть с такими пальчиковыми игрушками. Почему? Потому что в раннем возрасте у детей сенсомоторный интеллект. Чтобы ребёнку что-то освоить, ему надо действовать. Мало надеть куколку на пальчик. Куколка должна действовать. Действуем и разговариваем.
Делайте куколок из бумаги, картона вместе с детьми. Пусть они рисуют детали, раскрашивают, если уже умеют. Можно обклеить скотчем. Если надо задействовать третий палец (с ребятами постарше) делайте куколки на четыре дырки.
Эти игрушки хороши и в два года, и в 10. Почему? Потому что для правильного держания ручки при письме надо тренировать «пинцетный захват».
Куклы – мимы
Это единственный вид кукол с меняющимся выражением лица. Делаем из перчатки, носка. На них нашиваются глазки, ушки, ещё какие-то детали. Фломастером рисуются. Важно сделать рот. Мимы – живые куклы с меняющимся выражением лица, эмоциями. Эмоции у куклы проявляются из-за смещений ткани. Эмоции – это общение. А общение вызывает речь.
Показывать малышу такую куколку можно с полугода.
Деткам постарше (2,5-3 года) на перчатки пришиваются пуговицы. Складывая пальчики определённым образом, получаем разные куколки. Пришить четыре пуговички – минутное дело, а польза просто необыкновенная. Это то, что мы можем подарить ребёнку: показать общение через игрушку.
Всё для куколки
Итак, куколки – это хорошо. Но гораздо важнее то, что мы с ними делаем: кормим, моем, укладываем спать и прочее. Совсем не обязательно покупать дорогие игрушки, когда их можно сделать вместе с ребёнком.
Всегда возникает вопрос: а мальчикам с посудкой играть? Ответ однозначный: играть обязательно! Наша мамская задача какая – не выполнить с ребёнком 152 дела, которые обязана выполнить хорошая мать. Мы играем с детьми в их жизнь. Они кушают? И их игрушки должны кушать: куклы, машинки, мячики, зайки-мишки. Спят? И так далее.
Очень важное замечание
Ребёнок, взаимодействуя с игрушками, проживает свою жизнь. Играя с игрушками, он осознаёт, что с ним происходит. Именно через игру это своё понимание малыш начинает превращать в речь. Именно в игре происходит речевой процесс. Именно поэтому с ребёнком надо обязательно играть.
Персонажи
Персонажи в игре могут быть любыми. Персонажи не важны. Важно, чтобы малыш взаимодействовал с кем-то, заботился о ком-то. Персонажи нужны для общения. Маленькому ребёнку не нужен социум. Он всегда взаимодействует один на один и вообще не замечает, что социум существует. В персональном общении возникает речь. Отсюда же проистекает сюжетно-ролевая игра. Речь не возникает вне общения.
Когда ребёнок учится говорить (каждый в свое время), ему нужен партнёр. Сперва это мама. Но она не может быть каждую минуту с ребёнком. И тогда в силу вступает игрушка-партнёр. Наша задача в раннем возрасте, чтобы у малыша появился персонаж, провоцирующий его на речь.
Машинки
Какие? Функциональные и провоцирующие на игру, прежде всего. Нагрузить, сгрузить, перевезти игрушки. Словом,чтобы взаимодействовать можно с ними. Исходя из этого, выбираем первые машины. Маленькая, модельненькая, что она может? Только ездить. Конечно, машины могут быть всякие, но как минимум одна пригодная для перевозок и даже езды на ней.
Большую машину полезно иметь не только мальчикам, но и девочкам. Им тоже надо ездить в гости. Ещё повторюсь. Нам надо, чтобы ребёнок вовлекался в игру. Пока он не играет, он не будет говорить.
Материалы
Тоже необходимость: краски, пластилин, карандаши, наклейки, магниты, прищепки, резиночки, шнурочки, счётные палочки, пуговички, заколки. Учим ребятишек применять всё это добро в играх.
Речь – процесс длительный, неравномерный. Тесто, материалы для рисования и прочее способствуют ему. В раннем возрасте малыш, конечно, не будет рисовать картины. Его задача – осваивать материалы. Только освоив, сможет применять осознано. Манипуляции с материалом развивают его сенсомоторный интеллект – базу для речи.
Комментарии