В школах VIII вида или правильнее будет сказать специальных коррекционных школах VIII вида, учатся ребята, которым трудно усвоить программу массовой школы.
Попасть в школу VIII вида можно только по специальным медицинским показаниям. Во всяком случае так должно быть.
Программа школ VIII вида ориентирована по большей части на обучение практическим навыкам. Но это не значит, что ничему другому школьников с особыми образовательными потребностями в них больше не учат.
Экологическое воспитание в школе VIII вида
Ученики вполне способны усвоить экологические знания на доступном для них уровне. В школе VIII вида, где пришлось работать мне, продолжительное время работало объединение «Эколог». Приводим полугодовой план работы, составленный с учётом возраста и особенностей развития ребят.
Примерное планирование по экологии в школе VIII вида
Дата |
Тема мероприятия |
Игры и практическая работа |
Подготовительная работа |
18.01 |
Подведение итогов акции «Ёлочка – зелёная иголочка» |
Конкурс рисунков |
Выставка в городской библиотеке |
25.01 |
Беседа: «Нас ждут гримасы синей обезьяны» |
Рисование «Обезьян смешнее нету» Выставка в городской библиотеке «Соседи по эволюции» |
Ознакомление с подборкой литературы в городской детской библиотеке. Подготовка рисунков к выставке. Чтение коротких рассказов про обезьян |
01.02 |
Детям о заповедниках сопредельного государства |
Игра- путешествие «Норвегия – страна фьордов» |
Ознакомление с подборкой литературы в городской детской библиотеке. Просмотр видеофильмов |
08.02 |
Час чтения В. Бианки (к 100-летию со дня рождения писателя-натуралиста) |
Игра-зарисовка «Остроглаз» |
Чтение и обсуждение В. Бианки «Лесная газета» |
15.02 |
Подготовка к экскурсии в лесопарк. Обсуждение: кого можем встретить в лесу. |
Практическое занятие «Кто что ест» Подготовка корма для птиц |
Изготовление кормушек на уроках технологии. Изготовление кормушек из подручного материала в кабинете экологии |
29.02 |
Экскурсия в лесопарк «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» |
Развесим кормушки, покормим птиц |
Рукописная книга «Как живёшь, птичка?» |
07.03 |
Беседа «Сезонные изменения в окружающей среде». |
Рисование подмеченных ребятами примет весны |
Ознакомление с выставкой фотографий сотрудников Лапландского заповедника. |
14.03 |
Игра-путешествие по водоёмам Заполярья. |
Зарисовки обитателей рек и озёр |
Отработка ориентировки по карте |
21.03 |
Беседа «Редкие и исчезающие виды рыб наших водоёмов» |
Красная книга Мурманской области |
Читаем В. Бианки |
04.04 |
«Амфибии и рептилии Заполярья» |
Просмотр видеофильма Лапландского заповедника |
Рисование животных по памяти. Повторный просмотр видео |
11.04 |
Театрализованное представление. Сказка «Родничок» |
Разгадывание загадок о воде. Пословицы о воде. |
Подготовка к драматизации |
18.04 |
КВН «Вода… Кругом вода» |
Общешкольный праздник |
Подготовка команд, атрибутов, помещения |
25.04 |
Подведение итогов декады «Берегите воду» |
Конкурс плакатов |
Ознакомление с материалами о воде и водных обитателях в городской библиотеке. Рисование плакатов. |
02.05 |
Экскурсия в лесопарк «Сезонные изменения в окружающей среде» |
Наблюдение изменений в окружающей среде. Рисование с натуры. |
Конкурс рисунков с экскурсии. Выставка в кабинете экологии |
10.05 |
Экскурсия в Лапландский заповедник |
Встречи с сотрудниками заповедника, прогулка по территории |
Подготовка к поездке. Предварительная беседа: что можем увидеть на экскурсии |
16.05 |
День Эколога – Всемирный день окружающей среды |
Опыты по очищению воды |
Конкурс рисунков «Природа глазами детей» |
23.05 |
Итоговое заседание |
Викторина о защите природы, правилах поведения в природе. |
Просмотр видеофильмов о защите окружающего мира Чаепитие |
В школах VIII вида часто используется рисование. Ученикам проще запоминать материал, когда они не только слышат и видят, но и действуют, т. е. рисуют предметы, сюжеты. Включаются, как минимум, три системы восприятия: ухо, глаз, рука. Приходящая в мозг по разным каналам информация усваивается легче и прочнее.
Условия конкурса рисунков определяются в положении. Пример положения ниже
Конкурс рисунков
«Природа глазами детей»
(положение)
- Участники
Участвуют все классы
2. Порядок проведения
Время проведения с 03.05 по 16.05.20….года
На конкурс могут быть представлены рисунки,
отражающие многообразие мира природы,
сюжетные картины на экологическую тему
3. Подведение итогов:
- Победителей определяет жюри
- Итоги подводятся по трём возрастным группам
Младшая,
Средняя,
Старшая.
- Победители награждаются значками и сладкими призами.
- Состав жюри:
- Председатель
- Члены жюри
Общение с природой – исключительно важное средство в коррекционно-развивающей работе педагога специального учебного заведения. Для формирования эмоционального и нравственного здоровья надо учить детей знать и любить природу и уметь находить в ней отдых для души.