На занятии для ученика ЗПР планировалось рисование белой гелиевой ручкой зимы на чёрном фоне (потому что у нас полярная ночь).
Но поскольку у ручки оказался очень тонкий стерженёк, и его недостаточно хорошо было видно, применили ещё и белую пастель, рисуя иней на предметах, деревьях и кустах. Пастелью нарисованы сугробы.
Задача занятия:
- Придумать с помощью взрослого, что будет на картине. Предварительно: это деревенский бревенчатый дом, деревья и кусты возле него.
- Научиться располагать предметы сюжета ближе (большего размера) и дальше (предметы будут выглядеть меньшего размера, даже если они на самом деле большие).
Ученикам с ЗПР это трудно. Они по-прежнему склонны располагать всё на первой линии как дошкольники. Тут без помощи взрослого не обойтись. Мы не изучаем перспективу, как в художественной школе, просто говорим, что весь лист надо занять. Обсуждаем: здесь будет домик, рядом дерево, подальше справа – ёлка. Прямо пальцем в место на листе тыкаем.
Начинаем создание шедевра. Почти каждый предмет сперва прорисовываем на отдельном листочке. И лишь получив минимальный навык и уверенность, ребёнок ЗПР рисует на большом листе. Так он предпочёл сам.
Материалы:
- Часть листа плотной чёрной бумаги,
- Белая пастель, белая гелиевая ручка,
- Салфетки.
Зима на тёмном фоне
- В центре картинки будет избушка – вся заиндевелая, в инее. Кто там живёт, пока неясно. Рисунок гелиевой ручкой, а иней и снежные сугробы – пастелью. Дерево справа, видимо, берёзка. Правее берёзки - ёлка.
- "Покрываем" инеем избушку. Учимся быстро рисовать ель: вертикальная линия – ствол, горизонтальные разной длины – заснеженные еловые лапы.
- Ручкой изображаем ствол ёлки справа и ветки кустов. Почему кусты большие? Они близко.
- Дорисовываем ели ветки пастелью (иней всё-таки). На кусты тоже ложится иней.
- А небе горят-сияют братья Сполохи. Так за Полярным кругом называется Северное сияние. Из многих мест приезжают туристы на северное чудо посмотреть.
- Но кто хозяин избушки, кто здесь живёт-поживает?
- Придумаем сказку по картине (совместно со взрослым).
Дело было зимой. Зимой на Севере Полярная ночь. Жил-был заяц. Избушку он построил в дремучем лесу, чтобы его никто не нашёл. Охотники могли подстрелить, а лиса - съесть живьём. Заяц был очень трусливый. Он бы не выходил из избушки вообще, но очень хотел есть. Он выкрадывался и шёл искать еду. С едой было плохо, потому что всё засыпал снег. Тогда заяц грыз стволы молодых осинок, их нежную кору. Как наелся, скорей бежал в избушку и запирался.
На какую из известных сказок получился похожим наш рисунок на тёмном фоне? С первого раза ученик ЗПР ответить не смог: знает он весьма ограниченный набор их набор. Потом дефектолог стала перечислять сказки про зайцев. И наш ученик выбрал "Заюшкину избушку".
Домашнее задание. Сказку прочитать так, чтобы на следующем занятии пересказать.