Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Мы придумали простую бытовую, достаточно легко предсказуемую, сказку о девочке-сироте. Выбрали места, где удобно остановиться для предсказаний и внесли их в рабочий лист слева. Ещё одно уточнение.

Некоторые речевые высказывания нашего ученика ЗПР было невозможно понять, поэтому пришлось их подвергнуть редакции, прежде чем вносить их в рабочий лист для статьи. Полный перечень пунктов для приёма предсказания здесь. Но для детей ЗПР на начальном этапе лучше брать три пункта:

  1. разбор названия,
  2. чтение до остановки, пересказ, дальнейшее предположение,
  3. варианты конца.

Отработка приёма предсказания с ребёнком ЗПР

Теперь переходим к чтению с учеником ЗПР (1 класс). Наш ученик ещё читать и писать не умеет. За него это делает мама или дефектолог. Рабочий лист представляем в печатном варианте. 

  1. Разбор названия сказки.

Прочитываем название сказки. Поначалу помогаем наводящими вопросами.

Вопрос. О чём может идти речь в сказке, судя по названию?

Ответ. Про девочку Настю.

Вопрос. Что ты про неё узнал из названия сказки?

Ответ. Она сирота.

Вопрос. Что это значит?

Ответ. У неё нет мамы и бабушки. И дома, наверно, у неё нету. Есть нечего.

Вопрос. И что же она делает?

Ответ. Наверно ходит, ищет себе, где жить.

  1. Читаем до первой остановки. Пересказываем, о чём шла речь. Пытаемся предсказать, а что будет дальше. Записываем в рабочий лист.
  2. Появление нового героя. Кто новый герой? Как он появился? Как выглядит? Почему он появился? (Хозяйка хотела, чтобы у неё была дочка. Вот она и появилась)
  3. А что если бы не девочка пришла, а мальчик? Ответ. Это хозяин бы больше радовался. Мальчик ему помогал бы больше.
  4. Идём дальше по остановкам. Пересказываем прочитанное. Предсказываем будущие события и записываем в рабочий лист. А потом сравниваем наши догадки, и что случилось в сказке.
  5. Время от времени делаем выводы.
  6. Варианты конца.

Сказка о Насте-сироте

Жили-были муж да жена. Жили как все. Муж в поле работал, сено косил, за домашними животными ухаживал. Жена по дому работала: еду готовила, вязала, шила, ткала. Всё у них было. Только деток не было.

Пошла однажды жена в лес по ягоды. Набрала полную корзину. Устала. Села под дуб отдохнуть и задремала. Вдруг будто кто в бок толкнул:

– Что спишь? Там к тебе дочка пришла.

Проснулась женщина, оглянулась по сторонам – никого нет.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предсказания)

Задремала под дубом

Поспала, потом проснулась и домой пошла

Приходит домой, а на крыльце девочка лет семи сидит. Сарафанчик на ней старенький, лапоточки на ногах дырявенькие, платок весь обдёрганный. В руках узелок держит. А личико приятное, глазки ясные.

– Тётенька, я издалека иду, дайте водички попить.

Женщина девчоночку в избу позвала, за стол посадила. Дала ей миску каши, кринку молока и краюху хлеба.

Девочка кашу съела, молоко выпила, а хлеб в узелок спрятала. Поклонилась хозяйке в пояс, поблагодарила за хлеб-соль. Видимо, собралась дальше идти.

Остановки для предсказательного анализа

Что было после 

На крыльце девочка лет семи сидит

Я потерялась.

Куда ты пойдёшь, на ночь глядя? Оставайся. Переночуешь, а с утра и отправишься.

– Спасибо, тётенька, – обрадовалась девочка. – Я вас не стесню. Могу в сарае на соломе переночевать.

– Зачем же в сарае. Мы тебе в избе место найдём. Вот хоть под окном на лавке. А пока пойдём огород поливать.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предположение)

Оставайся переночевать

Тётенька уложила её спать

Пока полили огород, и вечер настал. Хозяин с поля возвратился.

– Да у нас гостья! Как зовут тебя?

– Батюшка с матушкой Настей назвали.

– Где же они? Почему ты одна по опасным дорогам ходишь?

– Умерли. И братья с сёстрами тоже. Я одна осталась, – и слёзы из глаз покатились.

– Ну что же, беда у всех бывает. Неси, хозяйка, ужин.

Хозяин ест, а хозяйка ему рассказывает, какая Настенька хорошая, разумная да в работе ловкая.

После ужина посидели немного, спать собрались. Дали Настеньке подушку и одеяло, и крепко уснула девочка на лавке.

Остановки для предсказательного анализа

Что было после (предсказания)

Хозяин с поля возвратился

Смотрит, а у них чужая девчонка. И стал с ней разговаривать: где её родители.

Хозяйка и говорит мужу:

– Давай оставим её в детищах (приёмных детях). Девчушка добрая, работящая, весёлая. Будет нам расти на радость.

– Оставляй, ежели она тебе так понравилась. Только потом в случае чего не жалуйся.

Так и осталась Настенька в детищах жить. Новые родители на неё не нарадуются: всё бегом  да с песней, всё в руках спорится.

Место для предсказательного анализа

Что было после (предсказания)

Хозяйка и говорит мужу

Давай оставим девчонку у нас. Будет нам помогать.

 А как подросла немножко приёмная дочка, стали ей приданое собирать. Приданого к свадьбе надо много. Целый сундук со всяким добром: полотенцами, простынями, подушками, одеялами, одеждой всякой.

Смотрит мать, а дочка на самое дно сундука узелок, с которым пришла, прячет. Интересно стало, что там у неё.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предположение)

А как подросла немножко приёмная дочка стали ей приданое собирать

Платья надо, туфли, шуба, чтобы было во что одеться. Чтоб не бедная была.

Как ушла Настя по воду, мать достала узелок. Смотрит, а там пояс, красивым узором вышитый. Никогда мать такого узора не видывала. Положила она узелок на место, думает, что дальше будет.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предсказания)

Мать достала узелок

Посмотрела, а там бусы, кольца, золото. Вот, думает, жадина, богатство прячет.

Стала Настя к 15 годам и красавица, и на все руки мастерица: и шьёт, и вяжет, и полотно соткать тонкое да мягкое может. Но лучше всего у неё получалась вышивка. Слава о девушке пошла, как о завидной невесте. Стали женихи свататься. Да только всем она отказывает.

Делаем вывод

Почему женихи к ней свататься стали, а не к другим девушкам?

Потому что она хорошо еду сваривала. И была трудолюбивая.

Год проходит, второй. Отец с матерью беспокоиться стали: разве нет достойных женихов. Стали они у Насти спрашивать, почему всем отказывает. Достала тогда дочка узелок и показала пояс.

– Когда мне было 6 лет, бабушка дала мне этот пояс. Велела хранить его, потому что это моя судьба. А идти мне замуж только за того, у кого на рубахе такой узор вышит будет.

Покачали головами отец и мать. А если и вовсе такой жених не появится? Но неволить не стали.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предсказания)

Дочка всем женихам отказывает

Ждёт, чтобы очень богатый на ней женился. Денег много чтобы было у неё.

Наступила осень. Как урожай с полей и огородов убрали, решили устроить в селе большую ярмарку. Отец собрал свой товар, мать свой. И Настасья засобиралась на ярмарку. В корзинку сложила вышивку да вязание.

Народу на ярмарке: не протолкнуться. Настино рукоделие всем нравится, нарасхват идёт,с удовольствием покупается. Совсем немного товару осталось.

Точка для предсказательного анализа

Что было дальше (предсказания)

Настасья засобиралась на ярмарку

Хотела денег подзаработать, что-нибудь продать: носки там вязанные, варежки, свитер. У неё всё красивое было, быстро раскупили.

А тут молодой купец подходит и спрашивает:

– А нет у тебя, девица, пояса. Свой в дороге потерял.

Смотрит мать, а вышивка на рубахе, как на поясе.

– Есть, – отвечает девушка и достаёт узелок.

– Ох ты! Узор прямо как у меня! – обрадовался парень.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предсказания)

А тут молодой купец подходит и спрашивает

Можно носки примерить, и свитер, и варежки.

Купил он пояс, а сам с Насти глаз не сводит. Понравилась, видать.

Вернулись с ярмарки уставшие. Поужинали и спать легли. На другой день слышит отец стук в ворота. Открыл, а там сваты от молодого купца стоят. Приехали дочку сватать. Тут уж девушка согласилась замуж идти.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предсказания)

Купил он пояс, а сам с Насти глаз не сводит.

Она ему понравилась. И он решил пожениться.

Сыграли свадьбу. И стали жить-поживать, да добра наживать.

Остановки для предсказательного анализа

Что было дальше (предсказания)

Конец истории. Какой ещё мог быть конец?

Они там большой дом построили. Богатства у них много было. А отца с матерью к себе жить взяли.

А плохой конец такой. Замуж не вышла, так и осталась с родителями жить. Или бандиты напали на тех, кто за Настей ехал.

Рабочий лист

Рабочий лист высказываний ребёнка ЗПР мы разделили в статье, потому что так нам показалось удобным показать каждый момент работы.

А вообще он выглядит так (с частичной редакцией речевых высказываний ребёнка ЗПР).

Точки для предсказательного анализа

Что было после (предсказания)

Задремала под дубом

Поспала, потом проснулась и домой пошла

На крыльце девочка лет семи сидит

Я потерялась.

Оставайся переночевать

Тётенька уложила её спать

Хозяин с поля возвратился

Смотрит, а у них чужая девчонка. И стал с ней разговаривать: где её родители.

Хозяйка и говорит мужу

Давай оставим девчонку у нас жить. Будет нам помогать.

А как подросла немножко приёмная дочка, стали ей приданое собирать

Платья надо, туфли, шуба, чтобы было во что одеться. Чтоб не бедная была.

Мать достала узелок

Посмотрела, а там бусы, кольца. Вот, думает, жадина, богатство прячет.

Настя всем женихам отказывает

Ждёт, чтобы очень богатый на ней женился. Денег много чтобы было у неё.

Настасья засобиралась на ярмарку

Хотела денег подзаработать, что-нибудь продать: носки там вязанные, варежки, свитер. У неё всё красивое было, быстро раскупили.

А тут молодой купец подходит и спрашивает

Можно носки примерить, и свитер, и варежки.

Купил он пояс, а сам с Насти глаз не сводит.

Она ему понравилась. И он решил пожениться.

Конец истории.

Какой ещё мог быть конец?

Они там большой дом построили. Богатства у них много было. А отца с матерью к себе жить взяли.

А плохой конец такой. Замуж не вышла, так и осталась с родителями жить. Или бандиты напали на тех, кто за Настей ехал.

Первое занятие было очень трудным для ребёнка ЗПР. Присутствовавшая на занятии бабушка назвала это «прочищать мозги». Прошло уже 8 занятий, а помощь по-прежнему требуется массированная. В основном из-за куцего словарного запаса и неумения строить фразы. Но мальчику легче пересказывать, легче излагать свои «предсказания».

Добавить комментарий