Мы придумали простую бытовую, достаточно легко предсказуемую, сказку о девочке-сироте. Выбрали места, где удобно остановиться для предсказаний и внесли их в рабочий лист слева. Ещё одно уточнение.
Некоторые речевые высказывания нашего ученика ЗПР было невозможно понять, поэтому пришлось их подвергнуть редакции, прежде чем вносить их в рабочий лист для статьи. Полный перечень пунктов для приёма предсказания здесь. Но для детей ЗПР на начальном этапе лучше брать три пункта:
- разбор названия,
- чтение до остановки, пересказ, дальнейшее предположение,
- варианты конца.
Отработка приёма предсказания с ребёнком ЗПР
Теперь переходим к чтению с учеником ЗПР (1 класс). Наш ученик ещё читать и писать не умеет. За него это делает мама или дефектолог. Рабочий лист представляем в печатном варианте.
-
Разбор названия сказки.
Прочитываем название сказки. Поначалу помогаем наводящими вопросами.
Вопрос. О чём может идти речь в сказке, судя по названию?
Ответ. Про девочку Настю.
Вопрос. Что ты про неё узнал из названия сказки?
Ответ. Она сирота.
Вопрос. Что это значит?
Ответ. У неё нет мамы и бабушки. И дома, наверно, у неё нету. Есть нечего.
Вопрос. И что же она делает?
Ответ. Наверно ходит, ищет себе, где жить.
- Читаем до первой остановки. Пересказываем, о чём шла речь. Пытаемся предсказать, а что будет дальше. Записываем в рабочий лист.
- Появление нового героя. Кто новый герой? Как он появился? Как выглядит? Почему он появился? (Хозяйка хотела, чтобы у неё была дочка. Вот она и появилась)
- А что если бы не девочка пришла, а мальчик? Ответ. Это хозяин бы больше радовался. Мальчик ему помогал бы больше.
- Идём дальше по остановкам. Пересказываем прочитанное. Предсказываем будущие события и записываем в рабочий лист. А потом сравниваем наши догадки, и что случилось в сказке.
- Время от времени делаем выводы.
- Варианты конца.
Сказка о Насте-сироте
Жили-были муж да жена. Жили как все. Муж в поле работал, сено косил, за домашними животными ухаживал. Жена по дому работала: еду готовила, вязала, шила, ткала. Всё у них было. Только деток не было.
Пошла однажды жена в лес по ягоды. Набрала полную корзину. Устала. Села под дуб отдохнуть и задремала. Вдруг будто кто в бок толкнул:
– Что спишь? Там к тебе дочка пришла.
Проснулась женщина, оглянулась по сторонам – никого нет.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предсказания) |
Задремала под дубом |
Поспала, потом проснулась и домой пошла |
Приходит домой, а на крыльце девочка лет семи сидит. Сарафанчик на ней старенький, лапоточки на ногах дырявенькие, платок весь обдёрганный. В руках узелок держит. А личико приятное, глазки ясные.
– Тётенька, я издалека иду, дайте водички попить.
Женщина девчоночку в избу позвала, за стол посадила. Дала ей миску каши, кринку молока и краюху хлеба.
Девочка кашу съела, молоко выпила, а хлеб в узелок спрятала. Поклонилась хозяйке в пояс, поблагодарила за хлеб-соль. Видимо, собралась дальше идти.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было после |
На крыльце девочка лет семи сидит |
Я потерялась. |
– Куда ты пойдёшь, на ночь глядя? Оставайся. Переночуешь, а с утра и отправишься.
– Спасибо, тётенька, – обрадовалась девочка. – Я вас не стесню. Могу в сарае на соломе переночевать.
– Зачем же в сарае. Мы тебе в избе место найдём. Вот хоть под окном на лавке. А пока пойдём огород поливать.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предположение) |
Оставайся переночевать |
Тётенька уложила её спать |
Пока полили огород, и вечер настал. Хозяин с поля возвратился.
– Да у нас гостья! Как зовут тебя?
– Батюшка с матушкой Настей назвали.
– Где же они? Почему ты одна по опасным дорогам ходишь?
– Умерли. И братья с сёстрами тоже. Я одна осталась, – и слёзы из глаз покатились.
– Ну что же, беда у всех бывает. Неси, хозяйка, ужин.
Хозяин ест, а хозяйка ему рассказывает, какая Настенька хорошая, разумная да в работе ловкая.
После ужина посидели немного, спать собрались. Дали Настеньке подушку и одеяло, и крепко уснула девочка на лавке.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было после (предсказания) |
Хозяин с поля возвратился |
Смотрит, а у них чужая девчонка. И стал с ней разговаривать: где её родители. |
Хозяйка и говорит мужу:
– Давай оставим её в детищах (приёмных детях). Девчушка добрая, работящая, весёлая. Будет нам расти на радость.
– Оставляй, ежели она тебе так понравилась. Только потом в случае чего не жалуйся.
Так и осталась Настенька в детищах жить. Новые родители на неё не нарадуются: всё бегом да с песней, всё в руках спорится.
Место для предсказательного анализа |
Что было после (предсказания) |
Хозяйка и говорит мужу |
Давай оставим девчонку у нас. Будет нам помогать. |
А как подросла немножко приёмная дочка, стали ей приданое собирать. Приданого к свадьбе надо много. Целый сундук со всяким добром: полотенцами, простынями, подушками, одеялами, одеждой всякой.
Смотрит мать, а дочка на самое дно сундука узелок, с которым пришла, прячет. Интересно стало, что там у неё.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предположение) |
А как подросла немножко приёмная дочка стали ей приданое собирать |
Платья надо, туфли, шуба, чтобы было во что одеться. Чтоб не бедная была. |
Как ушла Настя по воду, мать достала узелок. Смотрит, а там пояс, красивым узором вышитый. Никогда мать такого узора не видывала. Положила она узелок на место, думает, что дальше будет.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предсказания) |
Мать достала узелок |
Посмотрела, а там бусы, кольца, золото. Вот, думает, жадина, богатство прячет. |
Стала Настя к 15 годам и красавица, и на все руки мастерица: и шьёт, и вяжет, и полотно соткать тонкое да мягкое может. Но лучше всего у неё получалась вышивка. Слава о девушке пошла, как о завидной невесте. Стали женихи свататься. Да только всем она отказывает.
Делаем вывод Почему женихи к ней свататься стали, а не к другим девушкам? |
Потому что она хорошо еду сваривала. И была трудолюбивая. |
Год проходит, второй. Отец с матерью беспокоиться стали: разве нет достойных женихов. Стали они у Насти спрашивать, почему всем отказывает. Достала тогда дочка узелок и показала пояс.
– Когда мне было 6 лет, бабушка дала мне этот пояс. Велела хранить его, потому что это моя судьба. А идти мне замуж только за того, у кого на рубахе такой узор вышит будет.
Покачали головами отец и мать. А если и вовсе такой жених не появится? Но неволить не стали.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предсказания) |
Дочка всем женихам отказывает |
Ждёт, чтобы очень богатый на ней женился. Денег много чтобы было у неё. |
Наступила осень. Как урожай с полей и огородов убрали, решили устроить в селе большую ярмарку. Отец собрал свой товар, мать свой. И Настасья засобиралась на ярмарку. В корзинку сложила вышивку да вязание.
Народу на ярмарке: не протолкнуться. Настино рукоделие всем нравится, нарасхват идёт,с удовольствием покупается. Совсем немного товару осталось.
Точка для предсказательного анализа |
Что было дальше (предсказания) |
Настасья засобиралась на ярмарку |
Хотела денег подзаработать, что-нибудь продать: носки там вязанные, варежки, свитер. У неё всё красивое было, быстро раскупили. |
А тут молодой купец подходит и спрашивает:
– А нет у тебя, девица, пояса. Свой в дороге потерял.
Смотрит мать, а вышивка на рубахе, как на поясе.
– Есть, – отвечает девушка и достаёт узелок.
– Ох ты! Узор прямо как у меня! – обрадовался парень.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предсказания) |
А тут молодой купец подходит и спрашивает |
Можно носки примерить, и свитер, и варежки. |
Купил он пояс, а сам с Насти глаз не сводит. Понравилась, видать.
Вернулись с ярмарки уставшие. Поужинали и спать легли. На другой день слышит отец стук в ворота. Открыл, а там сваты от молодого купца стоят. Приехали дочку сватать. Тут уж девушка согласилась замуж идти.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предсказания) |
Купил он пояс, а сам с Насти глаз не сводит. |
Она ему понравилась. И он решил пожениться. |
Сыграли свадьбу. И стали жить-поживать, да добра наживать.
Остановки для предсказательного анализа |
Что было дальше (предсказания) |
Конец истории. Какой ещё мог быть конец? |
Они там большой дом построили. Богатства у них много было. А отца с матерью к себе жить взяли. А плохой конец такой. Замуж не вышла, так и осталась с родителями жить. Или бандиты напали на тех, кто за Настей ехал. |
Рабочий лист
Рабочий лист высказываний ребёнка ЗПР мы разделили в статье, потому что так нам показалось удобным показать каждый момент работы.
А вообще он выглядит так (с частичной редакцией речевых высказываний ребёнка ЗПР).
Точки для предсказательного анализа |
Что было после (предсказания) |
Задремала под дубом |
Поспала, потом проснулась и домой пошла |
На крыльце девочка лет семи сидит |
Я потерялась. |
Оставайся переночевать |
Тётенька уложила её спать |
Хозяин с поля возвратился |
Смотрит, а у них чужая девчонка. И стал с ней разговаривать: где её родители. |
Хозяйка и говорит мужу |
Давай оставим девчонку у нас жить. Будет нам помогать. |
А как подросла немножко приёмная дочка, стали ей приданое собирать |
Платья надо, туфли, шуба, чтобы было во что одеться. Чтоб не бедная была. |
Мать достала узелок |
Посмотрела, а там бусы, кольца. Вот, думает, жадина, богатство прячет. |
Настя всем женихам отказывает |
Ждёт, чтобы очень богатый на ней женился. Денег много чтобы было у неё. |
Настасья засобиралась на ярмарку |
Хотела денег подзаработать, что-нибудь продать: носки там вязанные, варежки, свитер. У неё всё красивое было, быстро раскупили. |
А тут молодой купец подходит и спрашивает |
Можно носки примерить, и свитер, и варежки. |
Купил он пояс, а сам с Насти глаз не сводит. |
Она ему понравилась. И он решил пожениться. |
Конец истории. Какой ещё мог быть конец? |
Они там большой дом построили. Богатства у них много было. А отца с матерью к себе жить взяли. А плохой конец такой. Замуж не вышла, так и осталась с родителями жить. Или бандиты напали на тех, кто за Настей ехал. |
Первое занятие было очень трудным для ребёнка ЗПР. Присутствовавшая на занятии бабушка назвала это «прочищать мозги». Прошло уже 8 занятий, а помощь по-прежнему требуется массированная. В основном из-за куцего словарного запаса и неумения строить фразы. Но мальчику легче пересказывать, легче излагать свои «предсказания».