Поговорим о связи феномена креативности и феномена одарённости. Есть ли эта связь, и какая она?
Частенько в быту эти два понятия подменяются. Мы пользуемся ими, как синонимами.
Мысль здесь в том, что одарённость, как высокий уровень развития способностей, включает в свою структуру склонность к преобразованию (креативность) того способа деятельности, которому когда-то человека научили.
По каким признакам мы судим о наличии у ребёнка способностей к чему-то? Это не всегда понятно: один человек скажет, что одарён, другой – нет. Как мы определим, как оно на самом деле? Исходя из признаков одарённости.
Признаки наличия способностей (одарённости)
-
Быстрый темп освоения деятельности.
Если у тебя есть к чему-то задатки, то ты этому быстро учишься. Быстрее своих сверстников. Иногда говорят: «схватывает на лету», «даётся проще». Практически быстрый темп проявляется в том, что дети, имеющие к чему-то способности, за короткий промежуток времени осваивают большой объём материала.
Но наличие высокой обучаемости единственным признаком одарённости рассматриваться не может.
-
Широта переноса навыков.
Широта переноса навыков означает, что человек, склонный к какой-то деятельности, может свои способности реализовывать за пределами учебной ситуации. Он понимает, где в жизни знания можно применить.
Пример. Очень часто способности ребёнка оценивают по тому, как он учится. Быстро или медленно «схватывает».
Допустим, есть малыш 3 лет, умеющий в свои три года читать. Мама естественно гордится его продвинутостью. Первый признак одарённости – высокий темп обучения – здесь представлен в полном объёме. Но понаблюдаем за малышом. Практически всегда увидим: ребёнок умеет читать, но читает только тогда, когда мама открыла букварь и сказала: читай.
Малыша окружает большое количество печатной информации, например, вывески, надписи на коробках. Но он их не читает. Он проявляет свой навык чтения только в специфической учебной ситуации под команду: читай.
Ребёнок не перенёс навык за пределы учёбы. Тогда мы не говорим о высоком уровне способностей, а только о том, что в этого малыша было вложено много маминых усилий. Он получил учебный навык, но пока его не перенёс. Малыш пока не знает, зачем ему навык чтения.
Другой пример: тригонометрические функции, логарифмы. Как их понимает большинство учеников даже в математическом классе? На уровне учебной задачи. Но появляется мальчик 10 лет, вычисливший площадь солнечных батарей для полёта на Марс, применяя эти самые косинусы и логарифмы. Он уже в 10 лет знает, зачем они нужны в жизни. Так кто из детей одарён?
-
Энергетическая экономность выполнения деятельности.
Смысл в том, что способному к чему-то ребёнку деятельность даётся гораздо легче, чем остальным. Он затрачивает меньше энергии.
Отечественный психофизиолог, исследователь способностей Борис Михайлович Теплов предложил формулу наличия способностей у человека. По ней мы можем судить есть или нет у него данные к какой-то деятельности, соотнося продуктивность и энергетические затраты («цену») на её осуществление.
Получается, вопреки расхожему мнению мы не можем судить о задатках ученика только по демонстрируемому результату (академической успешности). Обычно как мы судим:
- у ученика тройки-четвёрки – нет у него особых задатков,
- он не умеет делать этого – нет у него способностей.
Результат – пятёрки по предмету – может быть объективно одинаковым у разных учащихся. Но надо смотреть, как они достаются. У одного в знаменателе огромное число, у другого может вообще ничего не быть. Разделите результат на усилия, и получите истинный вариант способностей.
-
Мотивация – четвёртый признак одарённости.
Часто упускается из внимания. Человек с определёнными задатками любит дело, к которому способен, и стремится им заниматься всегда и везде.
Часто в школе и от родителей можно услышать: Ваня способный мальчик, но ленивый. Если бы он приложил хоть сколько-нибудь усилий, то имел бы замечательный результат. Здесь мы судим о способностях по высокой обучаемости, не учитывая мотивацию, и ставим ученика в неловкое положение. Вроде задатки есть, надо оправдывать, выдавать результат, а мотивации нет. И вместо развития умений и повышения продуктивности наступает регрессивная невротизация: от меня ждут, говорят, я могу. А я может, и могу, но не хочу. Не лежит душа.
Напомню, разговор о способностях мы затеяли, чтобы показать место креативности.
-
Креативность – способность человека к преобразованию.
Пятый признак одарённости. Одарённым может считаться человек, способный выполнять деятельность, отступая от того алгоритма, которому его научили, внося элемент самостоятельной творческой активности. Когда человек механически повторяет алгоритм и ничего своего не вносит, о наличии задатков речи не идёт.
Креативность в структуре одарённости
Таким образом, если мы говорим о способностях человека и одарённости, как высоком уровне способностей, то креативность – это ключевой признак.
В психологии принято делить способности на общие и специальные. Педагоги-предметники (а это все педагоги, включая воспитателей детских садов) обращают внимание на специальные способности, которые прямо соответствуют предмету: языковые, математические, музыкальные и всякие другие. Это способности к выполнению частных, локальных видов деятельности.
Креативность относится к общим способностям, необходимым для выполнения абсолютно любого вида деятельности. Таким образом, креативность включена в структуру способностей или одарённости абсолютно любого способного или одарённого ребёнка.
Заблуждения
По жизни слова «способности, одарённость» применяются со знаком плюс. Здорово быть одарённым. Как-то неудобно сказать родителям: ваш ребёнок бездарен. Так происходит потому, что в быту слова "способности, одарённость" применяются как оценка человека. Оценка положительная. Но исследования показывают: не все так безоблачно.
Относительно креативности как признака одарённости существует ряд заблуждений.
1. Креативность проявляется в неком продукте: например, отличной успеваемости.
Опасное заблуждение, когда ценностью становится пятёрка, а не ученик. Наш ученик становится инструментом, которым мы добиваемся результата. Я хочу быть учителем, ученики которого побеждают на олимпиадах. Если ты способен это обеспечить, ты способен, ты одарён. Если не способен, ты мне неинтересен как педагогу. Такой однобокий подход приводит не к стимуляции, а к благополучному затуханию креативности, поскольку ученик когда-то приходит к субъективному выводу, что школа им пользуется.
2. Креативность надо всеми силами развивать, а то она затухнет.
Тут есть одна большая неприятность. Мы начинаем развивать какую-то специализированную креативность – изобразительную, математическую, любую другую. А человек – существо многостороннее. Помимо способности решать математические задачи в нём есть много чего ещё. Развивая только определённую креативность, мы подкладываем ребёнку большую свинью, нарушая гармоничность его развития.
Покажем на образе. Самая гармоничная фигура – круг, мяч. Он катится по любой поверхности, выскакивая из ямок, преодолевая горки. Так и гармоничная личность – это нечто целостное, законченное. Она всегда найдёт внутренний ресурс для выхода из любой критической ситуации.
Что получается при однобоком развитии? У мячика вырастают рожки (есть такие мячи), тормозящие свободное движение, цепляющиеся за всё на пути. Вытягивая у ребёнка какие-то стороны и оставляя без развития все остальные, мы формируем человека, что будет спотыкаться на каждом шагу.
Психолог Микляева А. В. приводит пример из практики. На приём пришла дама с сыном 8 лет, весьма одарённым математически и музыкально, закончившим музыкальную школу (в свои-то годы), имеющим сумасшедшие знания по физике и математике. За время разговора взрослых мальчик вёл себя отвратительно: бил мать ногой в спину, переворачивал горшки с цветами и разбрасывал землю просто потому, что ему стало скучно.
Мама обратилась с тем, что при всей своей одарённости, во всё остальном мальчик ноль или даже минус в сравнении со сверстниками: не умеет налаживать контакты, адекватно вести себя…. Даже писать он не научился, «царапает» печатными буквами. В первом классе мальчик не смог освоить программу по окружающему миру.
Это крайний случай, конечно. Но как такая страшилка выросла? На каком-то этапе мама заметила выдающиеся способности сына, стала создавать условия и приглашать учителей для развития только их, полностью игнорируя все остальные качества. Результат – неуправляемое существо, которое кроме физики, математики и скрипки ничего больше не хочет знать.
Одарённые дети это тоже, как видите, группа риска. Однако специальных коррекционно-развивающих программ для них не существует. Логика их должна заключаться во всестороннем развитии. Категорически неправильно развивать креативность на материале только своего предмета, не видя ничего шире. Возможно мы достигнем высокой продуктивности. Но надо помнить – любая одарённость несёт в себе риск дезадаптации.
Развитие креативности в отдельном виде деятельности – не самоцель. Развитие креативности в детском и подростковом возрасте – это работа по представлению ребёнку возможности быть разным во всём, а не только в том, где как нам кажется у него есть способности.
Комментарии
Если бы, Екатерина, всё было так просто всё определить на глазок, было бы здорово.
Я начала занятия, когда малышу было 3 месяца, в чтение он вышел в 1,5 года, в 2 читал бегло на двух языках, в 4 знал четыре языка - но всё это благодаря постоянной, непрекращающейся работе. Я всегда старалась развить сына разносторонним, не зацикливаясь на одном навыке или предмете. Результаты отличные не спорю, но они не имеют ничего общего с одаренностью, чему если честно, я очень рада.