Мы дошли до очень интересной группы нестандартных детей. Это одаренные дети.
Как только их не называют: ботаники, очкарики, индиго, гиперактивные. Да, гиперактивных некоторые считают не бесталанными. Существуют разные мифические представления об этих детях. Самое распространенное: очень умные, послушные, хорошо учатся. С ними нет никаких хлопот – сплошной предмет родительской и учительской гордости. На самом деле все далеко не так радужно. Какими качествами обладают представители этой группы, и как мы частенько ошибаемся в их выявлении почитайте здесь
Виды талантов по сфере проявления
Так кто они – одарённые дети, эти странные владельцы Эльдорадо? Какой бывает одаренность?
1. Интеллектуальная – врожденная познавательная способность, в основе которой лежит, главным образом, талант к обучению (усваивать, анализировать информацию). Она имеет следующие отлично развитые базовые компоненты:
- объем памяти,
- скорость восприятия,
- время удержания информации в памяти.
2. Творческая. Ее автор П. Торренс считал: главное не то, как обучается ученик или дошкольник. Главное – степень оригинальности, нестандартности его мышления, нешаблонность восприятия. Творческая одаренность проявляется очень рано. Малыши начинают "идти не в ногу" уже в 3-5 лет. Подробнее о феномене здесь.
3. Академическая. Самая благополучная в нашем обществе. Ею обладает большинство учеников-отличников. Лёгкое усвоение программы достигается приличным развитием внимания, памяти, трудолюбием. Колоссальное трудолюбие - их характерная черта.
4. Художественная. Музыкальные и художественные таланты. Считается, что их не бывает при умственной отсталости. Но вот что интересно. У многих аутистов, в большинстве обучающихся по программам для умственно отсталых, такие способности имеют место. Объяснить можно только тем, что на самом деле это не школьники умственно отсталые, а специалисты, определившие их уровень развития, недостаточно квалифицированы, или методы тестирования применяются слабые.
5. Лидерство – умение общаться, организовать и вести за собой. Лидерство можно воспитывать с дошкольного детства. Существуют воспитательные системы, позволяющие любому малышу побывать в роли лидера. И понять: для меня это или нет
6. И, наконец, психомоторная – основа спортивных достижений.
Одарённость по характеру проявления
Бывает:
- широкой (например, Леонардо да Винчи) и узкой;
- разной по уровню: от просто повышенного развития способностей до гениальности (вот здесь значительно сказывается отсутствие любви матери);
- разной по времени начала развития: вундеркинд – антивундеркинд.
Вундеркинды – это ученики и дошкольники с ранним и быстрым развитием. Они обычно первые или последние по рождению в семье (по биографиям исторических личностей), или одиночные дети. У них огромная уверенность в себе, доходящая до самоуверенности. Об антивундеркиндах следует поговорить отдельно.
Отношение к одаренным детям проявляется в обучении. В разных странах свои подходы. В скандинавских странах, Франции одарённых детей отдельно не обучают, чтобы не нарушать принципа равенства. В рамках образовательной системы все равны.
Объясняется такой подход еще вот чем. Одаренные дети могут перестать быть таковыми. И тому действительно есть много примеров, порой оказывающихся трагичными (пример Ники Турбиной). Однако это не отражается на учениках. Классы маленькие, обучение идет по индивидуальным программам. Летом талантливые ученики собираются в лагеря.
Надо ли работать с ними специально? Во многих странах, в том числе и нашей, считается, что надо. Однако у нас часто школы и классы для продвинутых школьников превращаются в таковые для благополучных учащихся (= школьников из "хороших семей"). Печально, потому что это не одно и то же. В последние годы в российской образовательной системе появились центры для талантливых. Туда собираются действительно одарённые дети.
Комментарии
+прилежные, хорошо успевающие, всегда выполняют домашние задания
+бездари, троечники, непослушные, и вообще у учителей с ними проблемы
Потом на почве успеваемости родители придираются к школе, что мол каково вы не обучаете не воспитываете как надо наших детей. Школа придирается к родителям - семья должна участвовать в воспитании. Как раз нужна точка соприкосновения, а переливание туда-сюда.
Меня, например, хотели выгнать из школы (лицей-интернат) в 10 классе. Учился по профилю физика-математика. Выгнать за плохую успеваемость. В 11 классе уже перевелся на географию-биологию, закончил с 4 тройками (эти предметы больше всего не любил и не учил). После в универе получил диплом с отличием.
А теперь давайте посмотрим. В чем заключается моя одаренность? Как я прошел из двоечника в отличника? Когда уже прошло несколько лет, считаю что человеку больше помогут его лидерские качества (а не оценки в школе), смекалка и гибкость.
Но не стоит забывать и о том, что не менее важно тренировать и развивать в ребёнке не только то, что у него хорошо получается, но и то, что ему даётся с трудом, чтобы не было больших «перекосов».