Тема НОД « Свойства воды. Опыты с водой». Занятие по экологии в средней группе (другое экологическое занятие этого автора).
Задачи:
- Развивать наблюдательность, приёмы поисковой деятельности.
- Расширять знания об агрегатных состояниях воды;
- Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе (воде).
- Воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе наблюдений и опытов.
Материал и оборудование:
- запись на аудиокассете: журчание речки, дождя, водопада;
- картинки с изображением предметов, где есть вода;
- стакан с водой и стакан с молоком;
- 2 разноцветные полоски, таз с водой, 5- 6 игрушек, кубик, шарик, лист белой бумаги, прозрачные ёмкости разной формы и стаканы с водой по количеству воспитанников, формы с замороженной водой;
- блюдечки, зеркало, чайник.
Ход занятия.
Воспитанники здороваются с пришедшими в группу гостями. (Занятие открытое)
Предлагаю им послушать в записи и сказать, знакомы ли им эти звуки? Что напоминают? (высказывания детей).
- Видите, вода есть повсюду, в разных местах: и на улице, и дома.
В обруче много разных картинок. Надо выбрать каждому по картинке, где есть вода. Малыши выбирают, обговариваем, прикрепляем к мольберту.
Игра «Где живёт вода?»
В обруче остаются картинки безводных предметов (телефон, книга, телевизор). Обсуждаем, почему не выбрали эти картинки. (высказывания воспитанников)
- А у нас в группе где живёт вода?
Свойства воды
- Отправляемся в путешествие на поезде. Мы уже успели побывать на некоторых станциях.
Предлагаю воспитанникам вспомнить названия станций, на которых побывали (воздушная, магнитная). Продолжим путешествие и поедем на новую станцию. Имитация движения поезда и остановка.
Опыт с водой: цвет
Перемещаемся к столу, где стоят стаканы с водой и молоком.
- Посмотрите, какого цвета вода?
Сравним листок белой бумаги и жидкость белого цвета в другом стакане.
- Что это? Как догадались, что молоко? (Белого цвета).
- А вода в стакане такого же цвета, как молоко, как лист бумаги?
- Так какого цвета вода? У неё есть цвет? Нет.
Опыт с водой: прозрачность.
- Давайте поиграем. Сейчас я в стакан с молочком опущу полоску, а вы угадаете, какого она цвета. Закрывайте глаза и не подглядывайте по-честному.
Предлагаю воспитанникам заглянуть в стакан молока. Виден ли цвет опущенной полоски? Почему никто не видит? Показываю оранжевую полоску, которая опускалась в молоко.
- А сейчас мы тоже проделаем с водой.
Воспитанникам предлагается снова закрыть глаза, а потом угадать, какая полоска опущена в водичку. (Синяя).
- Как догадались? (Увидели).
- Почему сквозь воду виден цвет полоски?
- Что скажем о воде? Какая она?
Вывод: Если мы хорошо видим предметы, которые опущены, значит, водичка прозрачная.
Игра с водой на прозрачность.
Предлагаю только девочкам закрыть глаза. А мальчики в это время опустят в таз игрушки (5-6). Девочки открывают глаза и убеждаются, что в воде игрушки. Почему так хорошо видны игрушки?
Таким образом, малыши ещё раз делают вывод из опыта с водой: она – прозрачная.
Опыт с водой: форма
Задание: посмотреть на кубик и назвать его форму. На глазах у воспитанников поворачиваю кубик в разные стороны. Меняется ли форма кубика? Квадратная как была, так и осталась.
Показываю шар. У него какая форма? (Круглая). Прокатываю шарик по столу. Меняется ли при этом форма шара? Он стал каким–то другим?
На столе расставлены ёмкости разной формы по количеству воспитанников.
Предоставляю возможность каждому выбрать понравившуюся ёмкость и подойти к столу, где для каждого приготовлен стаканчик с водой.
Предлагаю детям перелить воду из стакана в тот предмет, который они взяли. Что происходит с водичкой?
Посмотрите, где теперь оказалась она? (В тарелке, миске, бутылке, графине).
Жидкость приняла форму того предмета, в который мы её перелили. У неё нет формы.
Опыт с водой: запах
(Учим правильно снимать запахи)
- Понюхайте, чем пахнет вода? (Ответы детей).
Вывод: у чистой воды нет запаха.
Опыты с водой: агрегатные состояния.
Превращение воды в лёд
- Вчера мы налили воду в маленькие домики из–под конфет и вынесли на улицу.
Кто помнит, зачем? (Заморозить). На улице холодно? Интересно, водичка замёрзла? Хотите посмотреть, что с ней стало? Это вода? Нет. Где теперь водичка? (Стала льдинками)
Задание: взять льдинку и потрогать её. Какая она – эта льдинка? (высказывания малышей).
Предлагаю оставить её на блюдце. Далее показываю ещё одну большую льдинку.
- А это какая льдинка? (Большая). Какая растает быстрее - маленькая или большая? А это мы узнаем позже.
Парообразное состояние
На столе чайник с только что вскипячённой водой.
Предлагаю угадать, в чайнике вода горячая или холодная? Как догадались? (Идёт пар). Куда он поднимается? Давайте проверим. На нос чайника прикладываю зеркало и предлагаю посмотреть, что видно на поверхности зеркала? (Капельки). Оказывается, водичка испарилась (дети трогают капли на зеркале).
При кипячении вода испарилась и превратилась в пар, а на холоде замерзла и стала льдом.
Наблюдение: таяние льда
Предлагаю вернуться к столу, где на блюдце остались таять льдинки. Дети убеждаются в том, что большая льдинка тает дольше. Почему? (Ответы детей).
На блюдцах, где были льдинки – малышки, вместо льда теперь вода.
Итог занятия.
Вот и пришло время возвращаться детсад. Понравилось ли путешествие? Понравились опыты с водой? Что интересного узнали? Как мы назовём эту станцию? (Ответы детей).
Автор: Душкова Елена Валерьевна - воспитатель первой квалификационной категории
Комментарии