Воспитатель, работающий с воспитанниками речевых групп, видит много сопутствующих нарушений, например, недостаточность моторики.
Она может быть разной степени тяжести, но присутствует практически всегда. Так что пройти мимо этой проблемы в коррекционной работе не представляется возможным.
Поэтому мы рисуем картины из пластилина. В детском саду можно организовать факультатив по рисованию картин из пластилина. Для примера привожу материалы своего факультатива.
Почему именно факультатив?
Такая форма организации позволяет формировать навык рисования картин из пластилина последовательно, постепенно усложняя работу. Кроме того, хорошо видно совершенствуются моторные навыки воспитанника или нет. Достаточно разложить его поделки в цепочку по времени создания.
При подборе приёмов работы приходилось учитывать, что малышам с нарушением речи быстро надоедает однообразная и механическая работа. «Живая» работа, включающая их жизненный опыт, исключительно полезна.
В коррекционной работе следует учесть неразвитое воображение логопатов. Обычно личный опыт ребёнка ограничен бытом. Детям проще сначала научиться преображать собственный опыт. Именно поэтому тематика наших картин из пластилина взята из того, что их окружает: природа, семья, социум. Все это отражают лексические темы, которые дети проходят на занятиях с логопедом.
Тематика
Тема |
Какие картины из пластилина можно нарисовать |
Овощи и фрукты | Любые овощи и фрукты по отдельности, натюрморты |
Осень | Пейзажи, отдельные растения, части растений (например, ветки с ягодами и плодами), букеты |
Грибы | Разных видов. Как сами по себе, так и в натюрмортах и пейзажах |
Транспорт | Отдельные транспортные средства по их назначению (например, спецтранспорт), сюжеты по дорожному движению |
Семья | Члены семьи, их общие дела |
Животные | Аквариумные рыбки, животные: домашние, дикие наших широт, обитатели жарких стран |
Праздники | Новый год, 23 февраля День Защитников Отечества |
Что нужно для рисования:
- любой пластилин:
- заострённая палочка – стека (или стек, что одно и то же);
- картон, можно цветной
- дощечки для лепки.
В начале рисования картин из пластилина детям было очень тяжело, так как пальцы были слабые. Поэтому детям требовалась, как минимум, моральная поддержка. Если дошкольник затрудняется в выполнении задания, взрослому надо подключиться к его деятельности. Именно так я и поступала, чтобы дети не падали духом и стремились довести работу до завершения.
Но постепенно пальцы становились более ловкими и сильными. Картины из пластилина всё лучше и содержательней. Работа стала нравиться.
При рисовании необходима определенная последовательность действий:
- Придумываем композицию: какие предметы нарисуем, к каком месте изображения их расположим. Всё это проговаривается – получается поначалу не очень складный описательный рассказ.
- Наносим рисунок карандашом - эскиз.
- Выбираем цвет пластилина и наносим внутри контура рисунка, отщипывая маленькие кусочки. Если нужного цвета нет, получаем его, смешивая пластилин разного цвета.
- Когда картины из пластилина закончены, устраиваем выставку.
По моим наблюдениям, рисуя картины из пластилина, дети достигают не только хорошего состояния мелкой моторики: подвижности, гибкости, свободы движений (исчезает скованность), их координации. Развиваются практически все познавательные процессы. Недаром В.А.Сухомлинский утверждал: "Ум ребёнка на кончиках его пальцев". На видеоролике примеры работ моих воспитанников.
Автор: Осадчева Лариса Владимировна, воспитатель логопедической группы высшей квалификационной категории.
Комментарии