Что влияет на успешность обучения? Многие факторы, но, прежде всего, индивидуальные особенности ребёнка.
Взрослые требуют высоких показателей, не учитывая при этом особенности нервной организации первоклассника. Индивидуальный подход в обучении не обеспечивается. По разным причинам.
Чаще всего в начальной школе страдают
- гиперактивные,
- медлительные,
- истощаемые,
- неуверенные в себе школьники.
При относительно благоприятных условиях они постепенно приспосабливаются к школьным требованиям. Однако в первом классе нестандартные ученики страдают. Им как воздух необходим индивидуальный подход. В чём этот индивидуальный подход заключается?
Индивидуальный подход в обучении
Многие родители и педагоги придумывают по этому вопросу Бог весть что. На самом деле всё просто. Индивидуальный подход - это знать, что за ученики сидят в классе, и что они могут. Для этого в школе есть психолог. Основная информация поступает от родителей. В маленьком городке полезно общение с воспитателями детских садов. Информацию собираем, но выводы делаем самостоятельно с поправкой на личность источника.
Гиперактивный ученик
(Подробно здесь) Неуёмно вертлявый. Мозг работает также скачками, хаотично усваивая информацию. Больное место – внимание и память. Ругать бесполезно: тут же забывает ваши наставления. При таком раскладе пройденное в школе дублируется дома.
Помощь. Надо учить контролировать себя.
Компенсация внимания и памяти за счёт развития мышления. Важно правильно строить занятие, чаще меняя деятельность и упражнения: вместо обычных 5-7 минут через 2-3 минуты. Меняйте сложные упражнения простыми, затем простые более сложными.
Чередуя деятельность (читаете, рисуете или пишете, пересказываете…), меняя сложность заданий и продолжительность занятий, вы постепенно приучите контролировать себя.
Гиперактивные школьники время от времени выключаются из работы класса. Это их особенность: мозг отдыхает. Посадите вертуна поближе. Как только увидите, что "поплыл", обратитесь к нему. Школьник снова вернётся к работе.
Медлительный ребёнок
Главное правило: не подгоняйте, потому что это поставит его в тупик. Ученик растеряется и может заплакать. Необходимость делать что-нибудь быстро для медлительных школьников – сильнейший стресс. Обычно включается охранительное торможение нервной системы. Первоклассник ещё больше затормозится, если не откажется от работы совсем. Так что индивидуальный подход особенно важен.
Есть свой плюс: при правильном подходе работает медленно, но основательно. Возможно, он будет медленно читать, но лучше понимать и пересказывать, отвечать на вопросы. Обязательно хвалите малыша за любую попытку справиться с собой.
Задания для преодоления медлительности
Чтобы все-таки школьник работал побыстрее, выполняйте упражнения. Они повысят двигательную активность и скорость переключения внимания. Времени потратите немного. Но выполняя упражнения регулярно добьётесь того, что со временем ускоренная манера поведения станет для медлительного первоклассника привычной привычной.
Правило! Не выполняйте их, когда ребёнок устал или болен.
Задание 1. Зачеркнуть как можно больше букв за 1 минуту. Количество букв будет раз от раза увеличиваться, поднимая дух маленького школьника. Подойдёт любой текст.
Задание 2. Найти по порядку все цифры в таблице Шульте. Скорее всего первый раз поиск будет долгим: более минуты. По мере тренировок время будет сокращаться. Доведите его до 15 – 20 секунд.
Истощаемый ученик
Причины понижения работоспособности могут быть следующие.
- Астенический склад.
- Усталость.
В случае астенического склада нервной системы первокласснику трудно выдерживать напряжённый процесс обучения. Работоспособность истощается.
Вторая причина – накапливающаяся усталость. Темп жизни ускорился не только у взрослых, но и у ребят. Нагрузки огромные. Всё чаще родители рассказывают, что приходя из школы, дети начинают с упоением играть игрушками, как бы уходя из жёсткой реальности в мир игры. Такая вот компенсация.
Помощь при повышенной утомляемости любого происхождения:
- соблюдение режима,
- и контроль нагрузки.
В мире изобилие интересного для родителей и педагогов, а здоровье у ребёнка одно.
Учите расслабляться, делая упражнения дыхательные, двигательные, погружение в приятные образы под музыку, звуки природы. Благо в интернете большой выбор звукового сопровождения.
Всего 5-10 минут погружений частенько эффективнее, чем несколько часов сна.
Неуверенный в себе ученик
Эти первоклассники боятся не оправдать ожиданий значимых взрослых. Помощь очень проста:
- поддерживайте в неудачах,
- подхваливайте за успех,
- демонстрируйте уверенность в успешном исходе дела.
Научите давать себе установку в начале работы: я смогу, у меня получится. Это как ритуал: говорим каждый раз, вслух, громко. Старайтесь не формировать психологию неудачника. Как это сделать, читайте здесь
Помощь педагога. Не культивировать атмосферу соревновательности в классе, где есть такие ученики. Мне вообще по душе атмосфера взаимопомощи. Этого так недостаёт теперь не только в жизни, но и в школе.
Резюме
Общее правило: не перегружайте детей.
- Начинайте с установки на успех.
- Длительность занятия, например, чтением, не более 30 минут. С перерывами на движение.
- Меняйте вид деятельности.
Сочетайте интенсивную работу с минутками отдыха. Этим поможете школьнику достичь более высоких результатов. А это – стойкий интерес к учёбе. Индивидуальный подход в обучении всегда даёт положительные результаты.
Автор: Обнорская Галина - педагог-психолог высшей квалификационной категории
Комментарии