Развивать мелкую моторику у дошкольника помогают игры. Бывает трудно придумать что-то самому, поэтому предлагаем небольшую подборку. Если ребенок маленький (2-3 года), взрослый должен быть рядом.
Маленькие дети имеют склонность засовывать мелкие предметы в нос, уши, рот. Будем помнить о безопасности!
Да и дети постарше с удовольствием посоревнуются со взрослыми. Вместе играть намного веселей. Эти игры на развитие мелкой моторики помогут вам подружиться с ребятами.
Игры для мелкой моторики
Переложи игрушки. Посадите ребенка за стол, дайте ему пластмассовый прозрачный сосуд с нешироким горлом. Справа положите набор мелких предметов (пуговицы, фишки). Пусть он держит сосуд левой рукой, а правой бросает в него предметы. Потом высыпать предметы на стол и повторить левой рукой. Если ребенок маленький, предметы мелкие, задание выполняется под присмотром взрослого!
Забей гол в ворота. Посадите ребенка за стол. У него шарик от пинг-понга или маленький мячик. На противоположном конце стола – "ворота". Задание: забей гол в ворота. Можно поиграть вдвоем, сидя за столом напротив, а ворота расположить посередине.
Перебираем крупу. Необходимо две пустые емкости (можно коробочки) и третья – со смешанными крупами: гречкой и рисом, например. Действуя двумя руками, малышу неодходимо разделить смесь на две части. Аналогично можно разбирать смесь крупных и мелких бусинам, картонных треугольников и кружков и пр.
Разорвем лист вдоль линий. Лист бумаги (можно А4) произвольно расчертить на части. Задание: разорви лист точно по нарисованным линиям. Такое же задание можно выполнить с нарисованными на бумаге фигурами, предметами.
Озорной котенок. Смотать нитки в клубок начала правой, затем левой рукой.
С кочки на кочку через болото. На столе рассыпаны мелкие камешки – "кочки". Помогите зажать в щепотку 1, 3, 5, пальцы одной руки. Выпрямленными указательным и безымянным пальцами ребенок шагает "по кочкам выбирается из болота". Обратить внимание, что на весу всегда был только один палец. Игру можно упростить -"кочки" просто нарисовать на листе бумаги.
Гармошка. Взять большую пуговицу с двумя отверстиями. В оба отверстия продеть толстую нитку и завязать, чтобы образовалось кольцо. Разметив пуговицу посередине, зацепить указательным и средним пальцами каждой руки петельки по обе стороны от нее и, вращая руками нитку, как скакалку, закрутить пуговицу. Нитка станет раскручиваться и, пружиня, закручиваться в другую сторону. Задача ребенка – не дать "гармошке" остановиться, все время совершая сводящие и разводящие движения пальцами.
Строитель. В игре можно использовать набор небольших кубиков, пластин, колец от пирамидок. Ребенку дают задание: собери из мелких кубиков один побольше, построй башню, гараж, колодец около него, скамейку, дорожку, стульчик, кроватку, диван, дом, поезд, автомобиль, забор вокруг дома, телевизор.
Шофер. На столе разложите маленькие предметы (солдатиков, фигурки животных, кубики) на расстоянии 5–7 см друг от друга. Потребуется также фишка – пуговица. Нужно "объехать" все препятствия, передвигая ее одним пальцем, и ничего не задеть. Играть попеременно разными пальцами сначала одной, потом другой руки.
На морском берегу. Для игры понадобится дощечка с нанесенным слоем пластилина и мелкая фасоль или мелкие камешки. Задание: выложи на дощечке из Фасоли (камешков) : следы слона, солнышко, облако, тучку с капающим из нее дождем, дерево, змею с приподнятой головой, мячик, дорожку, удочку, рыбку.
Шнуровка. Возьмите большую картонку. На ней в центре и по краям в определенной последовательности сделайте отверстия. Края отверстий окрасьте фломастером в разные цвета. При помощи длинного толстого шнурка ребенку надо следующие задания:
- протяни шнурок через все отверстия по краю картонки;
- протяни шнурок в каждое второе отверстие;
- протяни шнурок только через дырочки, обведенные желтым (чередуя фиолетовые и красные и т. д.);
- выполни "обметку через край"»;
- в центре карточки сделай шнуровку, как в ботинках.
Художник. Ребенку предлагают поставить на стол согнутую в локте ведущую руку , взять в руки "волшебную палочку" (это может быть указка, карандаш, счетная палочка). По заданию взрослого "волшебной палочкой" ребенок рисует в воздухе предметы, различные фигуры, пишет буквы. Важно, чтобы рисунок был похож, а "палочка" была зажата пальцами правильно. Работают только пальцы и кисть. Рука должна оставаться неподвижной. Можно предложить детям задания на "срисовывание" простых контурных изображений, например, лодочки, ракеты, человечка, коробки, лампочки, коврика, стакана, груши, бублика и др.
Вязание. На обеих руках выпрямить большой и указательный пальцы, остальные плотно прижать к ладони. На левой руке пальцы неподвижны, "вяжут" только два пальца правой руки: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй пальчик – на весу. Затем указательным пальцем правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, "вязать". Повторить упражнения левой рукой.
Играй на балалайке. Между указательным и средним пальцами натяните тонкую круглую резинку. Ребенок перебирает ее, как струны балалайки, указательным и средним пальцами другой руки.
Сделай так же. У взрослого – набор карточек с изображением человечков в разных позах. У ребенка – палочки и маленькие кружки. Выбрав одну карточку, взрослый показывает ее ребенку в течение нескольких секунд. Играющий должен запомнить положение человечка, а затем сложить из палочек и кружка такого же.
Барабанщик. Положить руки на стол, кисть приподнять. Взрослый отстукивает пальцами по столу определенный ритм. Ребенок должен повторить этот ритмичный рисунок поочередно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.
Поймай рыбку. На столе стоят две коробки, в одной "Рыбки" - шарики, мелкие фигурки, бирюльки. У ребенка в руках сачок для аквариума. Ему предлагается переместить фигурки по одной из первой коробки во вторую, сначала левой, а затем правой рукой. Играть можно в самодельные рыбки. Смотрите здесь
Будь внимательным! Ребенок убирает руки за спину. Взрослый дает задание показать на каждой руке определенное количество пальцев (например, покажи на правой руке 3 пальчика, на левой руке – 4). Малыш выполняет команду за спиной и вытягивает руки вперед. Правильность проверяется совместно.
Составление фигурок из счетных палочек или спичек. Ребенка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка, карандаш, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседа, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик (см. приложение в начале статьи).
Ещё варианты составления фигурок из палочек и спичек здесь и в этой статье. Здесь описаны примеры конструирования из счётных палочек для детей раннего возраста. Но как показывает опыт, составление фигурок из счётного материала увлекает и ребят постарше.
Выгладим платочки для мамы и для дочки. Перед ребенком – скомканный лист бумаги. Большими пальцами обеих рук надо прижать бумагу к столу, а потом разровнять остальными пальчиками лист так, чтобы ни один край не остался загнутым. Усложнение: сделать то же самое, пользуясь одной рукой.
Эти игры можно использовать многократно, придумывать варианты игр. Сайт Нестандартные дети желает успехов!
Комментарии
Спасибо.
Успехов в делах.
Для маленькой сложновато будет, а для моего 7ми летнего в самый раз. Пример подавать будет. А младшая повторять.(2 года ей)
Я сразу подумала, что можно использовать для конкурсов разных.
Спасибо!
Игрушки люблю многофункциональные, безопасные и развивающие.