Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лидер заботится о малышахНедавно у меня был интересный гость. Его умственное развитие на 10-11 лет, физическое – на 4 года, эмоциональное – на 2-3 года.

Самому же юному дарованию 6 лет и 2 месяца. Мальчик не умел общаться со сверстниками, и маму это беспокоило.

Я смотрела на ребенка и думала: сколько умных, талантливых людей не могут реализовать себя потому, что эмоционально они так и остаются на уровне раннего возраста. А в жизни нужны лидеры, умеющие организовать и повести за собой.

Понятие трактуется по-разному. Мамочки частенько рассуждают так.

Наш-то рохля всем всё отдаст. Никаких лидерских качеств. Соседский Саша совсем не такой. Отбери у него что, попробуй. И сам отнимет.

Мы понимаем лидерство как активную жизненную позицию, и считаем полезным для общества, если она будет со знаком плюс. Как правило, это результат воспитания.

Социальная игра

Как воспитать лидера, помочь ребенку стать самостоятельным, ответственным? Проще это сделать среди сверстников в школе, а еще лучше - в группе детского сада.

Социальную игру, которая приводится ниже, мы взяли из практики японских детских садов и адаптировали к нашим условиям. Нам хотелось решить две задачи.

  1. улучшить отношения ребят в группе,
  2. дать возможность ребятам попробовать себя в лидерской роли.

В детской группе, садовской или школьной, есть негласные вожаки. Дети к ним тянутся, поэтому важно, чтобы они выбирали лидеров со знаком "+". Это ещё одна задача социальной игры.

Конечно, педагогам потребовалась организационная помощь родителей.

I этап. Кто такой – лидер?

Сначала надо провести обсуждение. Первый заданный вопрос: кто слышал такое слово "лидер"? Нет толку что-либо обсуждать, если понятие даже не на слуху. Результат: 90 % подготовишек такое слово слышали.

Второй вопрос: какой человек может быть лидером?  Вот ответы детей подготовительной группы на вопрос. Вернее, не сами ответы детей, а взрослое резюме по итогам их ответов.

  1. Который может защитить малыша.
  2. Который может спросить плачущего ребенка, почему он плачет.
  3. Который может помирить драчунов.
  4. Если кто-то из детей попадет в затруднительное положение, лидер должен узнать, в чем дело, и подсказать выход.
  5. Кто может придумывать хорошую игру.
  6. Он должен делать все как следует, иначе он не сможет быть лидером.
  7. Он сильный и всех побеждает.

Последнее утверждение возникает всегда. Надо объяснить детям, что побеждать в жизни очень важно. Но лучше это делать на соревнованиях, а в группе надо дружить и помогать друг другу. Мы попробуем поиграть в лидера.

Остальные дети должны его слушаться. Как это сложно!

II этап. Выборы лидера

Теперь приступим к выборам лидера. Я задаю вопрос: "Кто хочет быть лидером?" Если, например, два ребенка изъявят желание, тогда проводится обсуждение и голосование.

Далеко не все дети захотят быть лидерами. Им надо время, чтобы решиться. А кому-то эта роль не понравится вовсе. Не надо заставлять их насильно. Но дать возможность побывать в этой роли надо всем.

III этап. Выполнение роли

Затем вместе с детьми решить, что будет делать лидер в группе. Перечень дел:

  1. Помогать воспитателю раскладывать и убирать пособия к занятию.
  2. Идти первым на физкультуру или музыкальное занятие, задавая темп движения.
  3. Самым первым раздеваться после прогулки.
  4. Проверять, как сложена после прогулки одежда в шкафчиках.
  5. Прекращать ссоры, советовать, во что можно поиграть.
  6. Ко всему относиться с вниманием, и быть вежливым.

С точки зрения взрослого - дела пустячные. Что за дело идти первым в колонне? на самом деле первый задаёт темп и должен помнить о слабых или младших ребятах, чтобы они тоже успевали. Легко ли эгоцентричному шестилетке думать об удобстве для других? Французский психолог Пиаже утверждал: до 5-6 лет дети не в состоянии поставить себя на место другого и ориентируются только на свои потребности.

А как не ввязаться в ссору сверстников? Ребята этого возраста импульсивны. Как определил отец воспитанника, легче всего удаётся "принуждение к миру".

Задача всех взрослых - помогать лидеру, потому что для ребенка это сложнейшая деятельность. Взрослым тоже следует с ответственностью отнестись к этой социальной игре. Надо понимать, что на получиться может не сразу, потребуется время. Это очень серьезное дело. Ребенок нуждается в поддержке. Покажите, что он не одинок. Покажите свою веру в него.

 IV. Подведение итогов

После полдника надо сесть в кружок, подвести итоги и выбрать лидера на завтра. Сделать это нужно очень аккуратно. Даже если были какие-то проблемы, итог должен быть положительным.

Здесь есть правило, которое необходимо соблюдать. Ребенок хочет быть сильным, добрым, справедливым, хочет, чтобы его положительные действия были замечены и оценены воспитателем и детьми. Отметьте эти действия. Похвалите его.

Воспитание лидера – сложная задача. Что можно сделать для этого еще?

Продолжение следует

 

Комментарии   
Татьяна
0 #29 Татьяна 11.07.2013 02:25
Тема лидерства сейчас ой как актуальна! Стараюсь у сына развивать нужные качества, чтобы было в жизни попроще.
Понравилась идея выбирать нового лидера каждый день. Еще, считаю, нужно осторожно подталкивать некоторых особо робких детей к тому, чтобы они тоже попробовали стать лидером. Ведь они могут этого хотеть, но стесняться высказать вслух.
Цитировать
Наталья Бальва
0 #28 Наталья Бальва 28.11.2011 08:54
"Лидер сильный и всех побеждает" - не совсем согласна со второй частью этого утверждения. Если лидер всех побеждает, то он ВСЕГДА победитель. Но ведь невозможно побеждать всех и всегда. Бывают неудачи, бывают просчёты, бывают падения. Разве талантливые военачальники никогда не проигрывали битв? По-моему, лидер тот, кто не смотря на все неудачи и падения умеет подняться и снова повести за собой.
Цитировать
Kira
+1 #27 Kira 13.11.2011 18:14
Нас в детстве не учили лидерству. Теперь этого очень не хватает.
Цитировать
Елена
0 #26 Елена 12.11.2011 14:29
Если говорить о лидерстве, то с этим надо родиться, а если о воспитании ответственности за свои поступки и умении общаться - то это действительно зависит от воспитания, от среды, в которой ребенок растет.
Цитировать
Galina
0 #25 Galina 02.11.2011 17:58
Спасибо, Надежда. У нас почему-то считается, что лидер -это тот, кто растолкает всех локтями и ухватит самый сладкий кусок. На сам же деле лидер - это организатор. А это качество человеку пригодится от семьи до бизнеса.
Цитировать
Надежда
0 #24 Надежда 02.11.2011 16:34
Говорят не о лидере вообще, а умении общаться в среде сверстников.
Цитировать
Надежда
0 #23 Надежда 02.11.2011 16:32
Я согласна с автором - в ребёнке мы должны все качества развивать, тогда получится гармоничная личность.
Яркий пример с соседской девочкой - занимались по её умственному развитию, а общаться со сверстниками не научили, так сейчас она старшеклассница, отличница, а в классе ей девочки объявили бойкот.
Представляете, как она переживает, если у неё нет даже ни одной подруги
Цитировать
Майя
0 #22 Майя 12.10.2011 15:24
Галина, спасибо за интересную статью. Ваш сайт очень полезен! Уже добавила его в закладки!
Цитировать
Аделя - Живые рецепты
0 #21 Аделя - Живые рецепты 11.10.2011 18:27
Да уж, лидерские качества должны закладываться в детстве. Но некоторым повезло от природы, и лидерство просто вываливается из них :-)
Цитировать
Марина
+1 #20 Марина 06.10.2011 19:47
Очень жаль, что в период нашего детства, да даже и детства наших детей, нас не учили быть не то, что лидерами, а учили как раз обратному - сидеть в общей массе и не высовываться. Ломать правила поведения, внушенные в детском возрасте, потом довольно сложно.
Цитировать
Добавить комментарий