Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ПодружкиКак научить ребёнка дружить? Качественная социализация предполагает, что ребёнок много общается, имеет друзей. Важно

  1. помочь ребёнку чувствовать себя комфортно, общаясь с другими людьми.
  2. научить вежливости и нормам поведения в обществе, не оказывая жёсткого давления.
  3. научить договариваться, выходить из конфликтных ситуаций разными способами, а не только методом «дай сдачи».

Это моменты, долго остающиеся в тени. Родители к ним обращаются, когда многое уже потеряно. Дружба необходима детям.

Дружба и совместная игра

С какого возраста дети могут дружить? Разделим дружбу и совместную игру. Наличие совместной игры не всегда признак дружбы. Равно как дружба не всегда означает только совместную игру.

Дружба на самом деле начинается не раньше 3 лет. Раньше есть интерес друг к другу. Дети очень любят наблюдать за игрой других детей, не включаясь в неё. Но включаясь, они играют не вместе, а параллельно, взаимодействуя при этом.

С 3 лет можно целенаправленно потихонечку учить дружить. Полноценная дружба начнётся попозже, лет с 5-6-8. У разных детей по-разному. Время первых друзей приходится в основном на младшую школу. Если в это время у ребёнка не появилось друзей, это не значит, что они никогда не появятся. Но ситуация заслуживает внимания: что и почему так происходит.

Дружба и общительность

Вернёмся к возрасту трёхлеток. Разведём ещё два понятия: дружбу и общительность. Это разные вещи. Некоторые детишки от природы наделены талантом общения: стремлением и желанием со всеми поговорить.

Наблюдается своеобразный возрастной эгоцентризм. Ребёнку как бы тесно внутри себя, он хочет поделиться собой с окружающими, всем всё рассказать (ключевое). При этом он совсем не хочет никого слушать. Общительный малыш иногда задаёт вопросы, но редко выслушивает ответы. Он редко играет с другими в их игру, а зовёт всех в свою. Желает, чтобы все играли в его игру. Даже играя с детьми, он не прислушивается к ним. Общительный ребёнок ориентирован на себя, хочет получить удовлетворение собственных потребностей.

Несмотря на нюансы общительный ребёнок – это здорово. У него есть всё, чтобы научиться дружить. Чтобы общительность переросла в дружеское общение, должно пройти время и сложиться определённые обстоятельства.

Обстоятельства возникновения дружбы

Что такое дружба в отличие от общительности? Дадим определение.

Дружба – личные взаимоотношения между людьми, основанные на

взаимном уважении,

взаимопонимании и взаимопомощи,

общности интересов и увлечений,

предполагает личную симпатию, привязанность.

Посмотрим, как эти серьёзные условия проявляются у детей. Откуда проистекает детская дружба?

Начнём с самого простого – личная симпатия.Симпатия

  1. Ребёнок замечает нечто интересное у другого: машинка, кукла, одежда. Малыш, умеющий играть или рассказывать интересные истории, тоже привлечёт внимание. Что-то у этого человека есть такое, что мне самому важно.
  2. Нам нравятся люди, чем-то на нас похожие.

Но для возникновения личной симпатии ребёнку не хватает концентрации внимания. Он просто не успевает заметить, что этот мальчик (девочка) может быть мне интересен. Это возрастная особенность. А ещё на неё накладывается быстрый темперамент, отвлекающие факторы. Дружба часто не начинается, симпатия не возникает потому что малыш не успел понять, что рядом с ним находится вполне себе симпатичный человечек, подходящий для дружбы. Но мы-то эти вещи ловим хорошо. Задача родителей показать:

- Смотри как Ваня играет, какой у него робот, как интересно, наверно, с ним поиграть;

- Посмотри, мальчик здорово с горки катается. Ты хотел бы так?

Мы можем создать ситуацию, когда личная симпатия возникнет. Ребёнок увидит, скажет: ух ты, здорово точно, а я и не заметил. Возможно он этого не скажет, но осознание происходит.

Замечание для родителей.

Совсем не обязательно симпатия возникнет. Возникнуть может и неприязнь. По какой причине не складывается, не очень понятно. Вроде все предпосылки для симпатии есть.

Самое лучшее, что в этом случае можно сделать, это понаблюдать, что отталкивает детей друг от друга. Что может отталкивать малыша:

  1. Особенности внешности

Нет ли во внешности другого ребёнка чего-то пугающего вашего малыша или вводящего в некоторый ступор. У каждого ребёнка есть некий образ, как человек должен выглядеть. Если малыш никогда не сталкивался с людьми, например, в очках, то первый раз его странная штука на лице может напугать. Он может не узнавать в другом такое же существо, как я. Особенно если взрослые говорят: с этим мальчиком бегать нельзя, вдруг очки упадут и разобьются. Ещё вариант- проблемы с кожей (атопический дерматит). Кожа сухая, в трещинках, взять за руку неприятно.

Надо поговорить с малышом, объяснить происходящее. У ребёнка такая кожа или ослабленное зрение. Ничего особенного в этом нет, играть же с ним интересно. Взрослый           показывает, как неприязнь можно обойти. Люди, к сожалению, так устроены, что отличающегося воспринимают настороженно.

  1. Особенности поведения.

Одна мамочка рассказывала о друге своей дочери, умном, хорошем на самом деле мальчике, любившем обниматься. А её дочь этого терпеть не могла. Мальчик всё время нарушал её личное пространство, невероятно раздражая девочку. Отношения не сложились. Девочка не смогла принять особенность поведения, а мальчик ещё мал, чтобы понять, почему девочка к нему так относится. Иногда надо помочь детям понять происхождение особенностей поведения.

Разберёмся с привязанностью.

В чём проявляется привязанность?

  • Проявляет интерес.
  • Стремится на встречу, игру.
  • Расстраивается, когда заканчивается общение.
  • Стремится разделить радость/игру/приятное.

У большинства малышей она не проявляется, не по возрасту. Это для ребят постарше. Тут родители помогают вспомнить: что-то мы Ваню давно не видели. Как он поживает, помнишь, как весело вы играли? Может быть позвонить, да пойти вместе погулять?

Таковыми действиями взрослый показывает, что отношения богаче, потому что для ребёнка это не очевидно.

Взаимное уважение

Для качественной социализации важно уметь уважать друг друга. Оно откуда берётся? Как можно научить малыша уважать другого ребёнка? Взаимное уважение начинается уважения нами нашего ребёнка в семье. 

Относительно книг есть два мнения.

  1. Читать надо. В книгах основные образцы уважения.
  2. Образцы в семье. Книги – имеют значение для достигшего определённого возраста ребёнка, способного перенести образцы из книжки в собственный опыт. Малыш на это ещё не способен.

Это сильное заблуждение – мнение: я прочитаю малышу хорошую сказку, книжку, и он получит образцы уважения на всю жизнь. Он будет смотреть только правильные мультики, играть в правильные игры, видя совсем другие отношения в семье, пользы будет мало. В реальном опыте отношения другие. Но читать, смотреть и играть надо для расширения вариантов поведения.

Продолжение следует... 

Комментарии  

0 # Инесса 16.05.2017 08:41
Мое чадо можно не учить) У него все нормально с дружбой) Мне иногда кажется, что его нужно учить не доверять, так как слишком открытый и доверчивый.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Алексей 16.05.2017 12:11
информационно необходимая публикация в помощь особенно бабушкам в воспитании внуков.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Андрей Дубин 16.05.2017 21:25
Дети злые... Учить дружить нужно обязательно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Дмитрий с Буридо 18.05.2017 22:45
Актуальная тема. К сожалению, сейчас многие родители поддерживают в своих детях эгоцентризм и исключительность. И дружить им тогда сложно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Victoria 20.05.2017 03:20
Настороженность к отличающимся от нас, возникает не только у людей ;-), в животном мире всё намного грустнее в этом вопросе. Но вы правы, взрослые могут и даже должны объяснить ребенку, что все мы разные, неидеальные и главное смотреть не на недостатки, а на личность товарища. По отношению к малышам это сделать сложнее, тем не менее со временем все мы учимся выбирать друзей по определенным характеристикам: общие интересы, взгляды, умение слушать, поддерживать при необходимости, радоваться вместе с нами и т.д. и т.п. Но дети разные, есть те, кто находит дружбу с каждым встретившимся. И есть другой тип, они воспринимают окружающих просто знакомыми, не выделяя "из толпы" того самого друга.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Валентина 22.05.2017 14:54
В детсадовском возрасте и в младших классах сын был очень общительным, а сейчас в подростковом возрасте почему-то стал малообщительным. Сейчас, наверное, уже поздно как-то воспитывать в нём умение дружить, или никогда не поздно?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # menslook.info 13.11.2019 21:35
Чтобы у ребенка появились друзья, важно прививать ему правила общения: он должен научиться проявлять внимание к другим детям, сочувствовать, быть честным и щедрым. Говорите об этом, обсуждайте с ребенком вымышленные ситуации или случаи, с которыми малыш уже столкнулся. Спрашивайте его, как будет лучше поступить, и направляйте к правильным решениям.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Похожие материалы