Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Некоторые психологи говорят, что ребёнок играет всегда: ест ли, ложится ли спать…

Особенно важны сюжетно-ролевые игры. Хотя говоря о детках до 3 лет правильнее было бы сказать: сюжетные и ролевые игры.

Игра сюжетная и ролевая: в чём разница

Многие взрослые (даже педагоги) не делают различий. А они существенны.

  1. Сюжетная игра это некие обстоятельства, в которых что-то происходит.

Например, машина везёт грузы. Куда? На стройку. Это сюжет: машина везёт, а малыш просто осуществляет какие-то действия в этом сюжете, строит: дом, башню, гараж, мост, дорогу.  

В чём разница с ролевой игрой?

  1. В ролевой игре ребёнок на той же машине может стать шофёром. То есть принять на себя роль. Машина что-то по-прежнему везёт, но ребёнок говорит: я – водитель, я управляю машиной. Включённость и действия малыша будут работать в игре немного иначе.

Сюжетная игра появляется раньше ролевой в развитии малыша. Ориентировочно, после года он отражает в игре простые сюжеты.

Зачем играть с малышом в сюжетные игры?

Сюжетная игра затрагивает много других областей жизни и развития ребёнка. Рассмотрим на примере, что даёт элементарный сюжет: машина едет по какой-то надобности. Ребёнок возит машинку (сюжет «ремонтная мастерская» или «заправка»). Он везёт машинку на заправку. Что в это время активизируется?

1. Внимание.

Задействуется внимание. Я не просто качу машинку, а должен контролировать её положение среди других предметов. Это не так просто, как взрослым кажется. Восприятие, контроль, управление – для маленького ребёнка это очень серьёзные, значимые вещи. Внимание – это надо следить за происходящим в каждый момент игры: не выпало ли что из кузова, куда и когда мы должны доехать и пр.

2. Мышление

Мышление практическое, в психологии называется «наглядно-действенное». В кузов не влезают детали, их как-то надо уложить. И ребёнок начинает конструировать, комбинировать.

3. Память.

Безусловно, активизируется память. Малышу приходится много запоминать, развивая сюжет: слова, манипуляции предметами, их расположение.

4. Речь.

Опять же малыш не просто машинку катает, а гудит, шипит, что-то говорит, что полезно для развития речи. Погружаясь в игру, ребёнок осваивает мир, узнаёт, как и что в нём происходит. Набирается личный опыт взаимодействия с миром.

5. Воображение.

Поначалу малышу достаточно просто нагрузить-разгрузить и проехаться. Дальше сюжет меняется, развивая воображение. Не сразу изменение сюжета будет придумывать сам ребёнок. Поначалу следует помочь, подкинуть идею: мост разрушился, авария произошла; приезжает другая машина, говорит: помоги, я застряла; а может мы сами застрянем в болоте и так далее. Словом, наш сюжет будет меняться, переходя от одной микроситуации к другой и со временем становясь всё интересней.

6. Воля и самоконтроль.

Для того чтобы играть как минимум с мамой, надо уметь контролировать себя. Понятно, что поначалу малыш контролирует себя минимально. Но в том и прелесть игры, что без всяких нравоучений с усложнением игры, появлением партнёров-сверстников процесс развития воли и самоконтроля ненавязчиво идёт вперёд.

7. Самовыражение.

С набором опыта ребёнок начнёт самовыражаться в игре. Он становится её творцом, создавая сюжет и игровое пространство. Игра становится отражением его потребностей, особенностей, миром, подвластным ему. Малыш может в игровой среде что-то поменять, сделать так, как ему нравится. То есть появляется ситуация, в которой желания ребёнка, его мнения, предпочтения (с которыми в «большой» жизни практически не считаются) становятся значимыми, что важно для личностного развития. Вот такая психотерапевтическая сторона игры.

8. Обучение.

Через игру, любую, ребёнка можно научить чему угодно.

9. Проработка границ.

Освоение нормы и правила. Я не могу просто так отодвинуть другую машину, чтобы проехать. Это машина другого игрока, поэтому надо попросить, подождать, соотнести своё желание с реальностью и может быть даже отказаться от него. Такие малюсенькие, но крайне важные шаги, позволяющие чаду научиться вести себя в рамках, умению управлять собой, а не поддаваться импульсам. Например, нельзя кидать машинку в голову маме, если тебе что-то не понравилось. Нельзя драться, надо договариваться. Игра создаёт ситуации для получения такого опыта.

10. Общение.

Хорошая сюжетно-ролевая игра требует компании других детей. Следовательно, она способствует разнообразию вариантов взаимодействия с другими детьми. Банальная ситуация: две машинки встретились на дороге. Как поступить: толкаться, драться? Или договориться: сперва проедешь ты, а потом я, или наоборот. Ещё о нормах и правилах. В семье они могут быть одни, а выходя за порог, ребёнок столкнётся с другими нормами и правилами. И они могут не совпадать. Обучая ребёнка игре, мы осознанно или неосознанно передаём ему свою систему ценностей: хорошо – плохо.

11. Проживание переживаний.

Ребёнок ещё не может думать «в голове» как взрослые. Ему надо действовать, чтобы пережить эмоции, чувства. Вы, наверно, замечали, что он повторяет одну и ту же ситуацию, игру. Знакомая мамочка с возмущением рассказывала, что её ребёнок несколько дней подряд открывает и закрывает скрипучую дверь. Не надо возмущаться. Тут немного вариантов.

  1. Ребёнок что-то хочет для себя понять.
  2. Он получает от игры некий позитив. Ребёнку нравится, и он хочет переживать позитив снова.

Подумать, пофантазировать малыш пока не может, поэтому повторяет действия. Со стороны просто катает машинку, а на деле в голове происходят важные события.

Условия для развития сюжетно-ролевой игры

Итак, сюжетная игра – это важно и ценно. Из неё появляется следующая ступенька развития – ролевая игра. Ребёнок не просто возит кирпичи, он уже водитель, строитель… Из этих двух игр - сюжетной и ролевой, - вырастают все остальные: творческие, дидактические разного рода, игры с правилами. Всё-всё приходящее позже вырастает из них.

 Что нужно для развития и обогащения игры?

  1. Умелый партнёр. Сюжетная игра начинается после года ориентировочно. В этом возрасте партнёром должен быть взрослый. Иногда игру возлагают на старшего ребёнка, но он менее эффективен, особенно если разница в возрасте невелика. Ребёнок ориентирован на взрослого.
  2. Партнёр на равных после 3 лет. На играх со сверстниками строится умение жить в обществе. Умение взаимодействовать с окружением строится как раз в совместных сюжетных играх

Как придумать сюжет?

Многие взрослые не умеют придумывать сюжеты.

  1. Играйте в жизнь малыша. Что он делает в быту? Пусть игрушки делают то же.
  2. Анна Андреева советует брать сюжеты сказок. Обыгрывайте читаемое малышу. Этот приём развития сюжета раньше применяли в детских садах до подготовительной группы. Помнится, читали рассказ Жидкова «На льдине». Кто не знает, рассказ о спасении рыбаков, унесённых на льдине в море. А потом в рыбаков играли. Это называлось «обогащение сюжетно-ролевой игры». Но для малышни лучше начинать со сказок.
  3. Куда-то ходите, что-то наблюдаете? Обыгрывайте события жизни.

Повторимся: игра – не врождённое умение. Врождённым является желание играть. Появится ли из желания игра – это ещё вопрос. Сюжетно-ролевую игру надо стимулировать, создавая игровые ситуации. Иначе она так и останется в зачаточном состоянии и не станет широкой дорогой развития малыша. Игр будет мало. Они будут невероятно бедные, простые, короткие - эдакие чахленькие росточки.

Развития происходить не будет, потому что содержание игры не будет удовлетворять потребности малыша. Чтобы игра развивалась, нужна помощь. Мало дать игрушки, надо научить в них играть. Сайт Нестандартные дети желает радости совместного творчества.

Комментарии   
Елена
0 #3 Елена 04.05.2017 17:27
Сюжетно-ролевые игры положительно влияют на развитие ребенка. Их обязательно нужно использовать в процессе воспитания малыша.
Цитировать
Екатерина
0 #2 Екатерина 04.05.2017 04:11
Мы тоже так обучались - методом игр. Я считаю, что это самый эффективный способ) Ребенку интересно играть, он интересуется и с удовольствием делает то, что просят. Да и запоминает все быстрее и лучше.
Цитировать
Николай
0 #1 Николай 03.05.2017 07:28
Как я посмотрю мало родители играют с детьми в такие игры. В основном это происходит спонтанно, когда собирается кучка детей и происходит распределение ролей.
Цитировать
Добавить комментарий