Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пальчиковый театр   Как говорят логопеды, в пять лет ребенок должен говорить также как мы – взрослые. Всегда ли так происходит? К сожалению, нет.

А между тем речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая детей родной речи, взрослый одновременно развивает его интеллект и высшие эмоции.

Чтобы речь ребёнка развивалась, он должен говорить. Поэтому активизация речи детей занимает умы не только педагогов, но и родителей. Как это сделать?

Играйте с детьми в театр!

Ничто так не обогащает речь, как личный сенсорный опыт. Активизация речи отлично происходит в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет создать насыщенную искусственную речевую среду, имеющую высокий развивающий потенциал и не перегружающую малыша.

Это очень важно для маленьких детей, ничего подчас не умеющих, кроме как искренне заражаться тем, что безмерно весело, или безмерно грустно, или просто страшно, или красиво, но никак не скучно, однообразно, нудно, "как надо", "как следует", "как всегда".

Отбор материала для театральной деятельности обусловлен  в основном возрастными особенностями детей. Здесь важно, чтобы дети слышали и усваивали прекрасную речь наших классиков и ясную мелодичную полную лирики и юмора речь народного творчества.

Театрализованные игры

Они бывают:

  1. ролевые (драматизации),
  2. режиссерские.

Игры-драматизации

В играх-драматизациях малыш  исполняет роль "артиста", самостоятельно создавая образ с помощью речевых (вербальных) и неречевых (невербальных) средств. То есть происходит комплексная активизация  речи.

Речевые (вербальные) средства:

  1. интонационные (высота, сила, тембр голоса; темпоритм речи, паузы),
  2. лексические (объем активного словаря, использование слов в переносном значении, синонимов, сравнения, эпитетов, метафор),
  3. синтаксические (свободный порядок слов, многосоюзие, риторические вопросы и др.)

Невербальные средства: мимика, движение, жесты, поза. Они внешне эмоционально оформляют высказывание, дополняют речевую (вербальную) выразительность и обеспечивают точность интерпретации сообщения.

Виды драматизаций:

  1. Игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
  2. Ролевой диалог на основе фрагмента текста;
  3. Инсценирование отрывка или целого произведения;
  4. Спектакль по одному или нескольким произведениям;
  5. Игра-импровизация (разыгрывается сюжет, соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки).

Режиссёрские игры

В режиссерских играх в роли артистов выступают игрушки либо их заменители, а сам ребенок - сценарист и режиссер. Он организует деятельность, "озвучивает" героев и комментирует сюжет. Здесь,также используются разные средства речевой выразительности

Виды режиссерских игр:

  1. Настольный плоскостной и объемный театр;
  2. Театр игрушек и картинок;
  3. Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и др.)

Освоение разных видов театрализованной игры приводит к становлению у детей игры-фантазирования. Она тесно связана с импровизационным рассказыванием фольклорных текстов.

Выполняйте упражнения

Кроме этого для специальной работы над речью в процессе театрализованной деятельности можно использовать отдельные упражнения и их комплексы. Это тоже хорошая активизация речи.

Задачи

Содержание работы

1

Тренировка артикуляционных органов

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

2

Воспитание речевого дыхания

Упражнения на развитие глубины, высоты, частоты, близости дыхания

3

Произношение звуков и их сочетаний

Скороговорки («чистоговорки») 

Интонационная выразительность речи

1

Модулирование голоса по силе

Упражнения:

  1. "громко – тише – тихо – шепотом",
  2. на освоение вопросительной, повествовательной, восклицательной интонаций (Витю видел. Витю видел? Витю видел!)

2

Модулирование голоса по высоте тона

Упражнение: скажи "толстым" голосом – "тонким" голосом

3

Модулирование голоса по тембру

Упражнения:

  1. скажи радостно, печально, с жалостью, нежно, гневно, торжественно и т.д.,
  2. разучивание стихов с использованием предыдущего.

4

Модулирование голоса по темпу речи

Упражнение "быстро – медленно"

5

Отработка законченной интонации

Упражнения:

Усвоение повествовательной и вопросительной интонаций, паузирование текста

6

Отработка интонации смысловых отрезков предложения

Упражнения на освоение основных видов незаконченной интонации: перечисления, звательности (обращения), обособления, предупреждения, противопоставления.

Лексические и синтаксические средства

1

Отработка качеств предметов

Упражнения на соотнесение слова и ощущения

2

Отработка действий предметов

Упражнения на соотнесение слова и действия

3

Синонимы – антонимы

Упражнения на усвоение

  1. синонимов, противопоставляемых по эмоциональной окраске (спать, почивать, дрыхнуть),
  2. антонимов однокоренных глаголов (входить – выходить)

4

Переносный смысл, скрытое сходство

Отгадывание загадок (с опорой на реальные объекты, картинки),

Работа с метафорами, пословицами

5

Пополнение лексического запаса

Упражнения на развитие языкового чутья (словообразование)

6

Отработка диалогической речи

Упражнение "вопрос - ответ"

7

Обучение монологической речи

  1. Пересказывание, рассказывание (по картинке, из опыта),
  2. Сочинение: творческое сочинение по картинке, контаминации на темы художественных произведений, свободное сочинение (сказок, рассказов).

Продолжение следует…

Комментарии   
Марина Умникова
0 #19 Марина Умникова 29.04.2013 04:34
Спасибо за статью! Моему малышу 2 годика и он совсем мало говорит. Думаю что скоро это пройдет)
Цитировать
Жанна
0 #18 Жанна 27.07.2012 19:08
Полезная информация. Интересные способы развития детей - для всех родителей будет полезно.
Цитировать
Ирина
0 #17 Ирина 21.07.2012 16:45
Детьми надо все время заниматься. Ничего не запускать. Если все вовремя заметить, но многие проблемы будут решены.
У нас такой проблемы, слава Богу, не было. Дочки мои очень рано говорить стали. И слова сразу достаточно правильные выговаривались. Но и занималась я с ними много.
Цитировать
Oxana Devi
0 #16 Oxana Devi 21.07.2012 14:15
Спасибо, очень полезная для меня информация! Моему старшему сыну скоро 5, но говорит он еще плохо, сказывается то, что мы в семье говорим на 3х языках.. Очень хочу сохранить его русский, ищу способы.
Цитировать
Евгения
0 #15 Евгения 18.07.2012 08:51
Отличный метод для того, чтобы активизировать речь и привести ее в нормальное состояние.
Упражнения очень хорошие, спасибо.
Цитировать
Надежда
0 #14 Надежда 11.07.2012 07:50
Отличная информация, у племянницы ребенок три года ходил в группу логопеда, не выговаривала половину букв, сейчас речь чистой стала.
Цитировать
Зоя
0 #13 Зоя 10.07.2012 19:12
Только сегодня вечером достали кукольный театр и играли с внуками.Разыгрывали сказку Красная шапочка.
Цитировать
Galina
0 #12 Galina 06.07.2012 13:15
Бывает и так. Но это частный случай, достаточно редкий. Чаще ребенку надо помогать.
Цитировать
Анатолий
0 #11 Анатолий 05.07.2012 09:10
мы в детстве тоже любили в театр играть))
Цитировать
Ольга Шантина
0 #10 Ольга Шантина 05.07.2012 02:11
Потрясающе! Оказывается, совсем не сложно научить ребенка говорить.
А с другой стороны, я лично знакома с таким человеком, который до 7-ми лет вообще не разговаривал - просто не хотел.. Его родители любили его и предоставляли свободу выбора.
И сейчас, в свои 35 - это выдающаяся, извесная в определенных кругах, личность, с высоким интеллектом, грамотнейшей и отлично поставленной речью. А еще это просто очень хороший и добрый человек.
Так может быть и не стоит считать ребенка отсталым, из-за каких-то там общественных убеждений?..
Цитировать
Добавить комментарий