Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ЗабываниеЗабывание — не менее важный процесс среди характеристик памяти. Профилактика забывания — это то, о чём должен иметь представление каждый школьник. О чем речь?

Рассмотрим на примере заучивания стихов. Как правило, при заучивании стихотворений школьники после первого успешного воспроизведения прекращают дальнейшие повторения, считая, что уже всё запомнили.

Тем самым они лишают себя возможности запомнить материал максимально прочно.

Способы профилактики забывания

Для профилактики быстрого забывания следует продолжать повторения, потратив на такое "избыточное" заучивание приблизительно 50% времени, потребовавшегося для первого успешного воспроизведения. Учащиеся, конечно, могут с этим не согласиться, и в таком случае нужно объяснить им суть дела, сославшись на объективные закономерности памяти.

Другим важным средством профилактики забывания является восстановительное повторение. Оно осуществляется через определенный интервал после первого сеанса запоминания. Интервал этот может быть различным:

  1. 20-25 мин (так называемое закрепление на уроке),
  2. несколько часов или дней (выполнение домашнего задания),
  3. одна-две недели (обобщающее повторение после изучения большой темы),
  4. и, наконец, несколько месяцев (при завершении учебного года).

И каждый из этих видов повторения по-своему необходим.

Профилактика забывания и домашние задания

Особо следует подчеркнуть значимость повторений при выполнении домашних заданий. Даже многоразовые повторения на уроке, сделанные сразу же после изложения нового материала, не заменяют одного домашнего повторения.

Здесь решающую роль играет не "сколько", а "когда". Обойтись без интервала в несколько часов, который может обеспечить только домашнее задание, невозможно. Так же существен и интервал в несколько месяцев. Так что домашние задания очень важны для профилактики забывания. И призывы к ликвидации домашних заданий, а также весенних экзаменов необоснованны.

И последнее, на что необходимо обратить внимание, рассматривая вопрос о профилактике забывания. Не следует однозначно связывать повторение с еще одним восприятием или с развернутым воспроизведением вслух. Иногда достаточно мысленно обозреть (припомнить в развернутом плане) повторяемый материал, чтобы он намного прочнее закрепился в памяти.

Возьмем школьный день... Сколько новой информации прошло сквозь органы чувств ученика на протяжении дня. И каждая дополнительная порция отрицательно влияет на закрепление ранее усвоенного (так называемое ретроактивное — "обратнодействующее" — торможение нервных следов в коре головного мозга).

Поговорите с учеником, который жалуется на свою память. Осознает ли он, что уже после второго урока не может вспомнить, о чем шла речь, что происходило на первом уроке? Если осознает, посоветуйте ему:

1. во-первых, выходя во время перемены из класса, по горячим следам припомнить содержание урока, который только что завершился (для этого нужно приблизительно полминуты);

2. во-вторых, возвращаясь из школы домой, вспомнить, хотя бы в общих чертах, содержание каждого из пережитых уроков.

Можете быть уверены, что реализация этих довольно простых рекомендаций положительно повлияет на процессы забывания школьника.

Комментарии  

0 # Галина Жолдош 08.02.2014 05:17
Обалдеть! Это же сколько времени нужно потратить, чтобы выучить одно стихотворение ребенку. А ведь еще есть и другие предметы, которые нужно учить. А отдыхать когда?:)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 09.02.2014 01:17
Гораздо, гораздо меньше, чем это кажется на первый взгляд. Особенно, когда появляется навык и вырабатывается система. Время, наоборот, сокращается, и намного. Это важно к ЕГЭ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 16.02.2014 03:57
Внуки живут не со мной, а тут остались на выходные и я проверяла уроки у внучки. Какой-то кошмар!!! Русский язык - сплошные тесты. Не написали ни одного предложения. Ведь раньше мы, да и мои дети, когда учились - именно писали, переписывали упражнения. Это же тоже элемент запоминания. Может я, конечно, не в тему, но так была удивлена этими тестами по русскому языку, до сих пор под впечатлением...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 16.02.2014 17:10
Вы правы. В настоящее время образование мало несёт развивающей нагрузки. Основной упор - на память, прежде всего, механическую.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий