Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Произвольное запоминаниеНе только непроизвольное, но и произвольное запоминание имеет свои резервы. Исследования показывают, что для успешного запоминания нужно, чтобы в сознании у школьника была своеобразная внутренняя установка на обязательное запоминание. В момент работы с материалом он должен отдавать себе приказ: "Осмыслить и запомнить!".

Процесс такого произвольного запоминания складывается из двух взаимосвязанных этапов.

Первый этап произвольного запоминания

На первом этапе ученик выполняет первую часть самоприказа, то есть осмысливает материал. Для этого он медленно прочитывает заданный текст, стремясь понять его общую идею.

Решающую роль здесь играют три момента, которым надо обязательно научить учеников. Обычно до этого доходят, став взрослыми людьми, и то далеко не все применяют. А жаль, "поезд" школы уже ушёл.

  1. Непрерывное присутствие в сознании ученика произвольной установки на максимальную активизацию воображения для того, чтобы в его образах как можно ярче отражались описываемые предметы, явления, события. Воображение помогает школьнику запоминать не механически, а понимая смысловые связи между словами. "Чтобы лучше запомнить, я читаю и одновременно представляю себе то, что прочитал", — к сожалению, подобным образом поступают весьма немногие.
  2. Непрерывное сопоставление воспринятой информации с теми знаниями, которыми ученик уже обладает в данной области, с его жизненным опытом. На этой основе отдельные элементы, части материала классифицируются по степени новизны для школьника. Здесь надо поступать следующим образом. Читая, ученик попутно отмечает про себя: "Это я уже знаю"; "Этот факт частично уже знаком, я встречался с ним там-то и там-то..."; "А это совсем незнакомый материал, его нужно будет прочитать специально, более вдумчиво". Можно читать с карандашом в руках, делая соответствующие пометки. Таким образом, материал воспринимается как частично знакомый, что значительно облегчает произвольное запоминание
  3. Непрерывное сопоставление содержания отдельных предложений и выделение, таким образом, в тексте главного и второстепенного (вспомогательного); определение основной идеи запоминаемого материала.

Только одна реализация таким вот образом установки на осмысление текста дает в плане запоминания такой значительный эффект, что некоторые ученики (особенно старшеклассники) работу по усвоению заданного материала на этом прекращают. Понять их можно: ведь выполнение второй части самоприказа (то есть собственно запоминания материала) связано с многократными однообразными повторениями, которые, конечно же, особого интереса вызвать не могут. Одна из десятиклассниц по этому поводу написала в анкете: "Читаю и стараюсь понять. Если не понимаю, перечитываю во второй раз, в третий, пока не пойму. Специально запоминать не люблю".

Второй этап произвольного запоминания

И все же, если необходимо добиться глубокого и прочного запоминания, приходится осуществлять и второй — "мнемический" этап, в котором решающая роль принадлежит волевым качествам ученика.

На "мнемическом" этапе произвольного запоминания материал фактически отрабатывается по отдельным предложениям. Прочитав очередное предложение, ученик воспроизводит его на уровне внутренней речи ("про себя"), совершая при этом самоконтроль по тексту.

Уверенность в себе и произвольное запоминание

Важным условием успешного произвольного запоминания является уверенность ученика в том, что с заданием он справится. Психологи доказали это в таком эксперименте.

Подросткам и старшеклассникам был дан текст на произвольное запоминание. Затем, независимо от результатов, по случайному принципу их поделили на две группы.

  1. Одной группе было сказано, что здесь собраны те, кто обладает очень хорошей памятью, позволяющей решать самые сложные задачи на запоминание.
  2. Учащимся второй группы — наоборот: что у каждого из них память имеет то или иное слабое звено.

Затем в обеих группах провели одинаковый контрольный тест. Во второй группе, где уверенность учеников в возможности успешно справиться с заданиями на запоминание была в определенной степени подорвана, результаты оказались на 10% ниже, чем в первой.

Отсюда важный для педагогов и родителей вывод

Всех учеников, а особенно тех, кто имеет слабую память, нужно всячески убеждать в реальности достижения хороших результатов при условии старательного отношения к выполнению заданий на запоминание.

"Повторение — мать учения"

Значительное внимание следует уделять организации повторений. При этом необходимо помнить, что термин "повторение" может означать:

  1. повторение сразу после прочтения на уровне внутренней речи "про себя",
  2. воспроизведение воспринятого в плане громкой речи (активное повторение),
  3. объединение (чередование первого и второго видов).

Как свидетельствуют исследования, наилучшие результаты дает такое соотношение, когда на активное повторение отводится приблизительно 40% времени, потраченного в целом на усвоение данного материала.

Важно, чтобы переход от повторных восприятий к активному повторению не был преждевременным, ибо в противном случае ученик вынужден будет постоянно заглядывать в текст. Конечно, в принципе делать это можно и нужно, но только для того, чтобы убедиться в точности (а значит, в подготовленности) осуществляемого процесса. Сигналом для такого перехода должно служить появление у ученика "чувства знания". Первая же попытка воспроизведения покажет, насколько точно это чувство. Чаще всего оно подводит тех детей, умственная деятельность которых характеризуется повышенной импульсивностью (холерический и меланхолический темпераменты).

Для воспитания у учеников уверенности в своих силах и усовершенствования "чувства знания" следует рекомендовать им шире использовать разнообразные технические средства — от таких элементарных, как карточки для заучивания слов иностранного языка (с одной стороны — иностранное слово, с другой — эквивалент на родном языке), и до более сложных, скажем, аудиозаписи. "При заучивании стихов и отрывков прозы, — сообщает один из семиклассников, — записываю свои декламации на аудио и тут же прокручиваю записанное". И опять-таки — сообщения об использовании данного приема встречаются в анкетах крайне редко.

Источник: Ю. З. Гильбух «Темперамент и познавательные способности школьника» (произвольное запоминание)

Комментарии  

0 # Тамара 03.02.2014 23:48
Как интересно про запоминание . Все разложено по полочкам. Оказывается и уверенность в себе тоже необходима кроме всего прочего.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Лидия 04.02.2014 01:47
Как точно и полно описаны этапы произвольного запоминания! Самое главное это внутренняя установка на обязательное запоминание. Если мне нужно что-то запомнить, то даю себе такую установку, хотя уже давно не ученица. :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Леонид 04.02.2014 19:50
Полезная и ценная информация по запоминанию, будет интересно всем с ней ознакомиться.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий