Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

размышляюУмение отгадывать загадки – один из мощнейших способов развития мышления малыша. Ранее речь уже шла о значении загадок в развитии такой операции мышления как сравнение. Но развивается также наблюдательность, умение анализировать текст и прочее.

Всё это хорошо, -- скажет родитель и даже педагог.

Но сперва надо как-то научить малыша отгадывать загадки. А как научить отгадывать загадки, к примеру, четырёхлетку, да и тех, кто постарше?

Вопрос правомерный. Учить отгадывать загадки полезно.

Как научить детей отгадывать загадки?

Первая группа загадок – самые простые описания предметов. Сперва это предметы ближайшего окружения.

Пример загадки-описания.

У этого предмета есть 4 ножки, квадратное сиденье и спинка. Назови предмет.

Для ребёнка постарше добавляются сведения: предмет может быть изготовлен из дерева, пластмассы, металла. По сути дела – это описательный рассказ. И по описанию малышу надо найти сам предмет.

Для ребят постарше есть любимые ими загадки-рифмовки:

У реки большая драка.

Эта драка из-за … (рака)

Часто дети живут в очень узком мирке, исключающем самые обычные предметы. Такие задания растягивают кругозор, активизируя наблюдательность.

Вторая группа загадок – очень похожа на предыдущую. Но сведений о загаданном предмете намного меньше. Например,

Он растёт в воде.

Его любят везде.

Годен для каши,

Ест его Маша.

Годен для плова,

Ест его Вова.

Чтобы отгадать загадку, необходим элементарный анализ, которому малыша полезно научить.

Схема анализа

  1. Неизвестен предмет.
  2. Что мы про него знаем? Растёт в воде.
  3. Что растёт в воде? Трава, рыба.
  4. Что ещё знаем? Кашу варят из этого предмета.
  5. Рыба подойдёт? Нет.
  6. Ещё плов из него варят. Что нужно для плова? Рис.
  7. Рис растёт в воде? Да.
  8. Значит, неизвестный предмет --рис!

Вот и найдена отгадка. Только надо учить ребёнка рассуждать и задавать вопросы. Этому может способствовать приведённая ниже игра.

Игра Лучо Родиче «Отгадайка»

Как утверждал сам автор, хорошие результаты от неё для

  1. интеллекта,
  2. накопления культурного багажа.

Правила игры.

Один игрок загадывает какой-то предмет. Остальные должны его угадать, задавая вопросы. Отвечать только «Да» или «Нет».

Чтобы интерес к игре не потерялся, ребятам надо показать, как правильно задавать вопросы. Читаем стих.

  • Загадала я предмет.
  • Это лейка?
  • Нет.
  • Не лейка?
  • Нет.
  • Это кошка?
  • Нет.
  • Может, кнопка?
  • Нет.
  • Значит, пробка?
  • Нет.
  • Не могу найти ответ.

Потом спрашиваем детей, почему предмет не угадали? Потому что неправильно задавали вопросы. Смысл вопросов: узнать о загаданном предмете максимум информации.

Показываем, как правильно задавать вопросы, чтобы отгадать загадку.

Пример.

Мальчик загадал слово «коза».

Вопросы – ответы:

  1. Предмет живой? Да.
  2. Это человек? Нет.
  3. Это животное? Да.
  4. Дикое животное? Нет.
  5. Домашнее животное? Да.
  6. Живет с человеком? Нет.
  7. Живёт в хлеву? Да.
  8. Даёт молоко? Да.
  9. Это корова? Нет.
  10. Это коза? Да.

Для ребят постарше и школьников правила игры постепенно усложняются:

  1. ограничивается число задаваемых вопросов;
  2. усложняем загадываемые предметы.

Загадка про стул могла бы в этом ракурсе выглядеть так.

Играют мама и ребёнок. Ребёнок загадывает предмет. Условие: в первой игре предмет должен находиться в пределах видимости. Предположим, ребёнок загадал слово «стул». Мама задаёт вопросы:

  1. Предмет живой? Нет.
  2. Я его вижу? Да.
  3. Он деревянный? Да.
  4. У него четыре ножки? Да.
  5. На нём едят? Нет.
  6. На нём спят? Нет.
  7. На нём сидят? Да.
  8. Это кресло? Нет.
  9. Это стул? да

Потом мама и ребёнок меняются ролями. Если ребёнок затрудняется (а он будет затрудняться) с постановкой вопросов, надо помочь.

Третья группа загадок – загадки со сравнениями и переносным смыслом. Малышу сложно отгадать загадки такого свойства – знаний не хватит. Без взрослого тут не справиться!

Вот такой у нас диалог вышел с шестилетним гражданином по поводу загадки:

Скатерть бела всю землю одела. (Снег)

  • О чём говорится в загадке? О скатерти.
  • Дома у мамы есть скатерть? Да.
  • Зачем она нужна? Стол накрывать.
  • Скатерть очень большая, хватит на всю землю? Нет (смеётся).
  • Так это настоящая скатерть всю землю накрыла? Нет.
  • А что похожее на скатерть на земле лежит?
  • Снег!

Самое главное в отгадывании загадок не то, насколько быстро загадка будет отгадана. Главное, что малыш искал отгадку, размышлял.

Учите дошколят отгадывать загадки. Сайт Нестандартные дети желает вам успехов!

Комментарии   

Galina
0 #2 Galina 27.01.2016 15:25
Я тоже загадки любила отгадывать.
Цитировать
Laralaram
0 #1 Laralaram 17.01.2016 12:01
я в детстве очень любила загадки, а сейчас удивляюсь тому, что все меньше родителей занимаются с детьми, загадывая загадки, а жаль...
Цитировать

Добавить комментарий


Галина Logo mama-pomogi.ru