Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ребёнок никогда не научится мыслить логически, пока не освоит ориентировку во времени. Не в смысле по часам научится разбираться, а шире. Это про всех детей, но с дисфункциями особенно.

Столкнувшись с  мозговой дисфункцией у ребёнка (даже минимальной), родители теряются, не зная с чего начать работу по исправлению ситуации. С медицинской помощью понятно: делай, что врач прописал, и будет тебе счастье. Но есть ещё и педагогическая сторона: как учить, чему учить…. Она важнее в перспективе. Я бы начала с ориентировки. Полезна детям с дисфункцией ориентировка:

  1. в пространстве,
  2. во времени.

Ориентировка во времени и пространстве – основа жизни в этом мире.

Ориентировке в пространстве, на плоскости в обучении уделяется достаточно внимания, потому что его недостатки «вылезают» в ошибках письма. Ориентировке во времени повезло меньше. Наибольшие сложности с ориентировкой во времени испытывают дети с различными нарушениями развития.

Приведём пример коррекционной работы по проблеме с ребёнком с ЗПР (задержкой психического развития) в предшкольной подготовке.

Что имеется в виду под представлениями о времени? А следующее.

Задача: осознание себя во времени, начало и продолжение жизни.

Дети с ЗПР часто не осознают себя как нечто отдельное. Это уровень трёх лет в норме. Педагог рассуждает: «День – ночь» знает. Надо ввести  «утро - вечер». Обычно с этого начинают. Варианты деления суток на части. Потом недели, времена года и прочее.

Мы же решили пойти от периодов человеческой жизни, исходя из имеющегося у мальчика «философского» склада. Интерес к жизни, её концу – явление у семилеток нередкое. Поступательное течение времени тесно связано не только с жизнью человека, но и всей природы. Да и вообще основа логических построений.

Необходимые материалы к занятию по ориентировке во времени.

Рисунки (контуры, силуэты) людей разного возраста и пола, лист бумаги, фломастер. Пригодятся фотографии ребёнка в разном возрасте. Ещё полезней набор фотографий мамы, отца, бабушки, сибсов.

Ход занятия по ориентировке во времени

Сядьте рядом с ребёнком (обязательно так), положите перед собой лист бумаги. По ходу дела задаём вопросы. Ребёнок отвечает, как умеет. Не критиковать и не поправлять на собственный лад. Это его глубокие мысли. Здорово, если он их высказывает. Спасибо ему. Вы тоже делитесь своими мыслями. Будет отличная беседа.

  1. Вопрос: на что похожа жизнь человека? (ответ)

Вы. Я думаю, она как дорога (улица). (Слева поставьте большую точку – начало). Вот человек родился – это день его рождения. У тебя когда день рождения? (Задание на дом: выучить наизусть дату, скорее всего ребёнок её не знает).

Вы. (Из точки проведите неровную горизонтальную линию, сперва короткую). Это жизнь. Примерно такая. Человек идёт по ней, как по дороге (улице). Когда жизнь начинается? (В день рождения.) Найди среди фигур самого маленького. (Ребёнок находит и приклеивает). Малыш в этом возрасте называется младенец. Как называется ребёнок, повтори? Как ты догадался, что это именно он? Что младенец умеет? Ты младенец? Почему? Запомни, день рождения – начало жизни.

  1. Проходит время, младенец подрастает. Начинает ползать, ходить. Найди такую фигурку. (Ищем подходящую фигурку, приклеиваем на линию жизни). Что умеет этот ребёнок? Это ты? Почему?
  2. Потом ребёнок учится в школе. Он тоже мальчик, но уже большой – подросток. (Приклеиваем фигуру школьника). Зачем?
  3. Кто будет следующий? (Дать возможность решить проблему самому). Этот человек называется мужчина. А почему не этот (сравнить с фигурой старика)? Какие задачи у взрослого мужчины?
  4. Наконец, старик.

Рассматриваем расположение фигур, приклеенных на линии жизни фигур. Повторяем их названия: младенец, мальчик, подросток, мужчина, старик. Уточняем, с какой фигурой ребёнок ассоциирует себя. (Значит, ты – мальчик?)

Закрепление периодизации жизни.

Для закрепления ребёнку предлагается:

  1. разрешить проблемные ситуации с ошибками (нарушение последовательности);
  2. разложить последовательность фотографий его, родственников по возрастам.

В свободной деятельности предложите нарисовать фигуры  людей разного возраста.

Таким же образом полезно поработать с любым ребёнком. Спросите для интереса даже школьника начальных классов, что для него день рождения? Веселье, подарки, гости…. Но немногие обозначат его, как начало жизни.

Следующее занятие

Комментарии  

0 # Ирина 03.11.2016 08:30
У моего сына перед школой очень часто путались такие понятия как вчера, завтра. Он мог сказать: завтра мы были в магазине. Трудно очень переучивала. Но и сейчас часто путает дни, например, неделя каникул по его мнению проходит за 2 выходных дня. Может, повесить ему календарь?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина Обнорская 03.11.2016 09:05
Календарь - это хорошая зрительная опора. Сейчас в школе, особенно в начальной, неоправданно много даётся на слух. А многим детям, как говорится, лучше один раз увидеть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Евгения 10.11.2016 14:32
И я тоже никак не могла до детей донести, что такое завтра и вчера. И нам помог календарь настенный с бегающим окошком. Там наглядно видно, где мы сейчас, где вчера, а где завтра.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ник 20.11.2016 11:44
Отличная статья. Она помогает, хочу сказать, не только мамам, но и папам. :lol:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий