Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Креативное мышление имеет особенности. Опишем их вслед за Д. Гилфордом. Почему за ним?

В психологии креативности сложилось так, что у каждого, изучавшего проблему, складывалась собственная теория. Проще говоря, сколько исследователей, столько и теорий. Предпочтение отдаётся Гилфорду потому, что он разработал большинство применяемых для изучения креативного мышления методов диагностики.

Признаки креативности

Гилфорд выделяет четыре признака.

1. Беглость

Беглость – количество разных идей, выдаваемых человеком за небольшой промежуток времени по одному и тому же поводу. Например, человеку говорят: назови как можно больше профессий на букву "П" за одну минуту. Чем больше названо, тем выше беглость.

2. Гибкость

Гибкость – способность выдавать по одной проблеме разные непохожие идеи.

Проведём экспресс-исследование. Пример. Я назову 2 слова «газета» и «верблюд» и засеку 3 минуты. Вы за эти 3 минуты запишете как можно больше вопросов, включающих оба этих слова.

  • Что написано в газете про верблюда?
  • Сколько потребуется газет, чтобы упаковать верблюда для пересылки?
  • Почему читая газету ты сутулишься как верблюд? И т. д.

А теперь само исследование. Я даю слова "река" и "банка" В течение трёх минут пишутся ответы.

Проанализируем вопросы. Предположим: они все время начинаются с "можно ли". Вопросов может быть много, но это будет одна и та же вопросительная форма. То есть беглость будет высокая, а гибкость низкая, потому что используется один шаблон. Гибкость выше, чем больше разных вопросительных форм используется человеком: что, почему, зачем, можно ли, когда, куда, откуда.

С помощью этого простенького задания мы можем (на глазок, конечно) оценить беглость и гибкость креативного мышления подростка, к примеру. Количественные показатели беглости разные для разных возрастных групп. Но в целом за 3 минуты люди придумывают порядка 12 вопросов. А вот признак хорошей гибкости более конкретен. Человек умудрился придумать вопросы, используя 5 и более вопросительных форм – это высокий показатель гибкости креативного мышления.

3. Оригинальность

Оригинальность – новизна, что-то, чего не делают все остальные. Иногда думают, что именно оригинальность – главное качество креативности. На самом деле это не так. потому что всегда возникает вопрос: это твоя оригинальность или показатель определённой "ненормальности"?

Пример. В эксперименте по развитию дошкольников 6 лет был задан вопрос: на что похож воздушный шарик. Самый банальный ответ: на мячик. Но появятся и оригинальные ответы, встречающиеся очень редко. Есть такая норма- в 95 случаях из 100 они не встретятся. Примеры ответов: воздушный шарик похож на барабан, змею, крокодила и др.

Механически их можно было бы отнести к оригинальным ответам. Как узнать, эти ответы на самом деле оригинальные или это проявление патологический отклонений в области мышления? Для проверки ребёнка просят аргументировать утверждение. Если он говорит, например, что шарик похож на барабан потому что внутри его тоже воздух, то это оригинальное сравнение. Ребёнок обратил внимание на те вещи в шарике (объём), оставшиеся за пределами внимания других детей. Если он отвечает: не знаю, мне так показалось, ответ признают случайным. Серия таких ответов должна насторожить. Именно поэтому оригинальность никогда не может рассматриваться как самостоятельный и главный признак креативного мышления. Она всегда выступает в тандеме с разработанностью.

4. Разработанность

Разработанность – выбор из множества идей. Как говорил Пуанкаре: идей много, но ни одна из них не работает. Селекция на работоспособность идей.

Этапы развития креативного мышления

Каковы основные этапы развития креативного мышления в жизни человека?

  1. Этап «первичной креативности». Он изначально заложен в человеке с рождения как способность жить, не ограничивая себя рамками. Максимум развития в 3-5 лет.

Взрослые наблюдают в этом возрасте проявления первичной креативности: огромное количество рисунков, сочинение сказок, продолжение их, придумывание сюжетных игр и т. д. к школьному возрасту и в начале его следует закономерный спад креативных возможностей детей, обусловленный их пониманием, что жизнь ставит рамки, взрослые требуют поведения в этих рамках. Например, ребёнок рисует не так как хотел, а по технологии, данной взрослыми. Не нужно изобретать, уже есть готовое. Чем точнее я ему следую, тем выше меня оценят. Спад продолжается всю начальную школу.

2. Этап "вторичной креативности" - осознанная, воспитанная в себе способность к созданию чего-то нового – проявляется только в подростковом возрасте, когда ребёнок осознаёт свою индивидуальность, отличие от других.

Механизмы первичной креативности ребёнка – ощущение свободы выбора способа и результата той деятельности, которой он занимается. По первичной креативности дети не сильно друг от друга отличаются. Она примерно одинакова у всех. Различия начинают проявлять в школе, когда дети начинают контролировать свою креативность, как не нужную, бесполезную, порой осуждаемую сверстниками. Ребёнок осознаёт: моё креативное действие может иметь последствия, давай-ка я не буду его осуществлять.

Есть несколько примеров, когда спад креативности к школе пытались преодолеть искусственно, специально развивая перечисленные выше качества. Обследовали ребёнка. Делали вывод: недостаточно креативность развита. Давайте преодолеем возрастную закономерность и будем развивать его. Результат-то был. Но процесс сопровождался невротизацией ребёнка. Ему самому было тяжело, потому что это не было его собственной потребностью. Ему было просто не интересно.

Если самому ребёнку в младшей школе не интересно, как можно одно и тоже дело делать разными способами, то заставлять его учиться этому скорее путь к невротизации, чем развитию креативности. Ему можно показать. Но необязательно ждать, что младший школьник будет вам следовать, и тем более заставлять его.

Психолог Микляева А.В. приводит пример из практики. Учительница привела к ней первоклассника, утверждая, что он боится классной доски. У психолога возникают гипотезы. Первая: может быть ребёнок боится отвечать у доски? Проверка показывает- это не так. Вторая: может он стесняется, когда все смотрят на него у доски? Опять нет.

Ситуацию прояснила мать мальчика. Оказалось, что мальчик одарён способностью к рисованию (по мнению мамы), но в последнее время она стала как-то затухать. Тогда мама придумала, как можно стимулировать процесс. Она купила несколько альбомчиков по 10 листов. Ежедневно мама выдавало сыну один альбом. Ребёнок был обязан нарисовать 10 рисунков, хотел он этого или нет. Мальчик стал бояться этих альбомов. Более того произошёл перенос: чистая классная доска стала восприниматься также: сколько на ней могут заставить нарисовать. Вместо развития творческих способностей мама получила невроз у сына.

Итак

Развитие креативности до подросткового возраста заключается в том, чтобы ребёнку можно и нужно показывать, что есть разные способы выполнения одной и той же задачи. Знакомить, что поведение бывает гибким. Но это должно быть на уровне демонстрации показывающей: разнообразие - это не страшно. Так бывает, и это нормально.

А вот применительно к подростковому возрасту начинают работать закономерности другого порядка, обусловленные появлением возможности понять, чем он отличается от других людей, и чем его способы деятельности отличаются от всех остальных. Креативность как черта личности появляется только у подростков.

Но как же все-таки развивать так необходимое по жизни креативное мышление Продолжение следует...

Комментарии   
Олли
0 #4 Олли 28.05.2017 16:08
Как интересно про признаки креативности :) Сразу захотелось проверить сына :)
Цитировать
Галина Обнорская
0 #3 Галина Обнорская 25.05.2017 21:32
Цитирую Елена:
Я думаю, в современных школьных учебниках очень много задач на креатив.

Возможно. Но учимся мы не только по учебникам.
Цитировать
Ростислав
0 #2 Ростислав 25.05.2017 14:20
Занятно. В этом направлении надо подумать.
Цитировать
Елена
0 #1 Елена 25.05.2017 07:49
Я думаю, в современных школьных учебниках очень много задач на креатив.
Цитировать
Добавить комментарий