Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

На этом этапе игры придумываем изображения для слов. Проблема современных программ ДОУ – низкий уровень (а то и отсутствие) в них рисования. Из-за этого слабенько формируется знаково-символической функции мышления – основа для письма. Попытаемся исправить в игре "Как появилась письменность".

Цель. Формирование знаково-символической функции мышления

Задачи

  1. Развивать навыки сравнения и выделения основных (существенных) признаков.
  2. Формировать навыки взаимодействия и взаимопомощи между подготовишками.

Подготовительная работа здесь

Игра «Как появилась письменность». Символы.

Письмо как средство коммуникации

Взрослый организует беседу, подводя рассуждения ребят к необходимости письменных сообщений.

  1. Итак, два отряда "древних" разведчиков готовы к поиску новых мест для жизни племени.

Хорошее место найдено. Вопрос: как сообщить вождю племени, к примеру, о находке.

Предложения детей (Дети предлагают, как правило, современные варианты коммуникации: позвоним по телефону, пошлём SMS, письмо, открытку, посылку… Однажды даже почтовые голуби вспомнились).

  1. Вывод из предложенного: во всех вариантах потребуется писать. Сразу же возникает проблема: как писать. Дети ещё не умеют и древние люди писать не умели. У них даже букв не было. Как быть?

Ответы детей. Кто-нибудь из ребят предлагает нарисовать письмо. Так дети подводятся к необходимости создания собственной письменности.

  1. На чём напишем письмо? Бумаги в доисторические времена не было. Начинаем поиск её заменителя, оглянувшись вокруг. В нашей местности много берёз, предки использовали их кору – бересту.

Дайте возможность ребятишкам острой палочкой (камешком) что-либо выцарапать на ней. Пусть почувствуют на собственном опыте, как это непросто.

  1. Как будут выглядеть рисунки? На рисование «красивых» рисунков ушло бы много времени, а еду когда добывать? Следует подвести ребят к переходу от подробных, детализированных рисунков к простым и понятным схемам.

Выделение существенных признаков предметов.

Пояснение. Чтобы осознанно создавать из рисунков схематичные изображения, ребята должны научиться выделять существенные (главные) и несущественные признаки предметов. Некоторые до этого доходят сами интуитивно. Технически этого можно добиться, упрощая подробный рисунок предмета.

Убирая с помощью корректора поочерёдно детали рисунка, детям задавали вопрос «А так понятно, что это за предмет?» Удаление деталей происходило до тех пор, пока не оставались те, без которых предмет уже нельзя было идентифицировать.

Пример упрощения дома

Упрощение рисунка до схемы

Аналогичная работа может быть проведена с изображением любого предмета (пример ниже). Так дети учатся выделять в образе самые существенные его черты и понимать условность символического изображения.

Составление словаря

Полезно составить словарик большинства слов и выражений, к которому наши "древние" разведчики могли бы свободно обращаться. удобно применить половину ватманского листа.

Рисуйте крупно, обязательно подписывайте. В этом случае задействуем глобальное чтение.

СимволыДля письма «древних» разведчиков понадобится словарь из 10 – 15 схематических изображений (назовём их символами). Прикиньте список, чтобы не суетиться в поисках. Понадобится чёткая картинка, к которой потом нарисуете символ.

Вспомните и/или посмотрите мульт из серии «Простоквашино», где Шарик пишет послание Матроскину индейскими символами. Вашим «древним людям» тоже стоит уговориться какие слова как рисовать.

Возьмём, к примеру, слово «река». Сперва, как говорится, определимся с терминами: что такое «река». Скорее всего, вам придётся подсказывать детям: это вода, текущая в одну сторону под уклон между двумя берегами. Как нарисуем воду? Извилистой линией, как волну. Но это может быть вода и в чашке чая. Как показать течение? Стрелкой над волной. Условимся так обозначать реку.

Также часто встретимся со словом «лес». Нарисуйте дерево (как рисуется символ смотреть справа). Спросите у детей:

  1. Что же такое «лес»? (Много деревьев.) Если мы нарисуем много деревьев на кусочке бересты, не хватит для других рисунков места.
  2. Это лес? Почему это не лес? (Это одно дерево)
  3. Как нарисовать тогда лес?

Обязательно выслушать варианты ребят. Но скорее всего взрослому придётся предлагать самому. Я объясняю следующим образом.

В лесу очень много деревьев. Даже малая часть на берестяном письме не поместится. Значит, поступим как в математике. Там есть значок «умножение» (рисую). Нарисуем дерево и перед ним поставим этот значок. Вот и получится много деревьев – лес.

Взрослые сами частенько затрудняются придумать символ, похожий на объект. Советую поискать в интернете символический язык Блисс или иначе блиссимволику. Это отличное собрание простых в понимании и изображении символов, очень похожих на детские рисунки.

Очередной этап игры заканчивается составлением наглядно-образного словаря. Поместите его в доступном для обозрения месте. «Древние люди» получили средства выражения мыслей на письме. А игра продолжается

 

Понравилась статья? Оцените кнопочками ниже.

Комментарии   
Татьяна
0 #2 Татьяна 25.08.2016 13:11
Да, для детей с их образным мышлением эта игра самое то - интересно и понятно. Я бы и сама с удовольствием поиграла бы в эту игру. :-)
Цитировать
Ирина Лукшиц
0 #1 Ирина Лукшиц 23.08.2016 15:56
Такая игра точно стимулирует воображение. Но дети, пожалуй, быстрее взрослых справятся придумать символы.
Цитировать
Добавить комментарий