Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Что такое креативность? Из чего она состоит? Что из себя представляет? Какие закономерности креативного мышления описаны в науке?

Научное и бытовое понимание

Обычно в быту термин креативность употребляется для определения чего-то нового, необычного, оригинального. Креативный человек – человек, фонтанирующий идеями. Понимается так: эта черта присуща не всем, а избранным, одарённым; есть люди, обладающие таким качеством, и лишённые его.

В науке креативность – понятие более широкое. Оно имеет английские корни, в переводе обозначающее «преобразование». Креативный – человек, способный к преобразованию в самом широком понимании этого слова.

Такой подход позволяет утверждать - креативный потенциал есть у абсолютно любого человека. Никто не мешает нам креативно варить борщ, если в этот раз мы решили положить в него что-то, чего никогда не клали.

Ключевой процесс креативности

Ключевой процесс, стоящий за понятием креативности, это творчество. Бытовая и научная трактовки творчества тоже расходятся. В быту для нас творчество – нечто, имеющее социально значимый результат, например, интересная картина, музыкальное произведение и прочее подобное. Бытовой подход ограничивает понятие творчества.

Нам интереснее научный подход. Для науки психологии творчество намного шире и применимо абсолютно к любому человеку.

Определение процесса весьма краткое.

«Творчество – процесс создания субъективно новых образов и идей»

То есть процесс создания чего-то нового лично для тебя. Для педагогики  это важный момент. Например, детским творчеством мы называем детские рисунки. Если мы будем подходить с бытовой стороны, миллионы домиков и принцесс, нарисованных ребятами, творчеством назвать нельзя.

Тогда почему мы говорим: детское рисуночное творчество? Потому что малыш рисует домик в миллионный раз для человечества, но первый раз для себя. Для него идёт процесс создания лично для себя нового продукта. Значит это творческий акт.

Вывод. Креативность – личностная черта, опирающаяся на нашу способность к творчеству.

Этапы творческого процесса

Как функционирует наша преобразовательная деятельность (творчество)? Какие факторы влияют на её протекание? Какие этапы становления креативности мы можем выделить в течение жизни?

Самым первым попытался отследить процесс творчества не психолог, а математик Пуанкаре. На заседании психологического общества в Париже он описал личный процесс решения нашумевшей на тот момент задачи, считавшейся нерешаемой.

Предлагаем вольный пересказ выступления Пуанкаре.

В своём решении я прошёл следующие этапы.

  1. Я сидел, думал. Задача не решалась. И я подумал: она не решаемая.
  2. Не тратя бесполезно время, я занялся другим делом, забыв задачу.
  3. Однажды напившись кофе, я долго не мог уснуть. И вдруг в голове начинают летать идеи, как хвосты огненные. Туда-сюда летают. Я начинаю понимать: красиво летают, вырисовывается нечто красивое, гармоничное, что может быть важным для меня.
  4. Я начинаю хватать летающие хвосты за хвосты. В какой-то момент они собираются в формулу решения заброшенной задачи.
  5. Я вскакиваю и записываю пришедшую в голову формулу.

Пуанкаре, обобщив собственный опыт, на самом деле описал этапы творчества, доказанные потом экспериментально.

Спустя несколько десятков лет после знаменитого рассказа Пуанкаре, отечественными психологами под руководством  Якова Александровича Пономарева были описаны основные этапы творческого процесса.

1. Этап постановки задачи.

В случае Пуанкаре, он увидел интересную для себя проблему и понял, что её можно попробовать решить. Важно и для детского творчества. Как часто взрослый даёт малышу бумагу и карандаши, не обучая ставить задачу.

2. Ориентировочный этап.

На пустом месте решать творческую задачу невозможно. Требуется получить информацию в том или ином количестве. Этап необязательно будет длительным, но всегда присутствует задача, неважно научная или бытовая.

Решение бытовых задач тоже предполагает необходимость сориентироваться в обстоятельствах: как лучше решить задачу, какие у меня есть возможности. Да и вообще, что я хочу в итоге получить.

Выявляется большое количество ответов на вопрос. И полная растерянность: какой из них правильный, и есть ли он здесь. Может из того, что я пытаюсь надумать, ничего путного не получится. Ориентировочному этапу сопутствуют сомнения, состояние растерянности: какой ненужной ерундой я занимаюсь. Работа может быть отложена или заброшена.

3. Интуитивное осмысление задачи.

Мы отложили проблему, забыли о ней. Но это только кажется, потому что мозг за нас занимается поиском решения. Это называется интуитивным мышлением.

В быту интуиция трактуется как угодно, даже фантастически, как канал связи с космосом. Для психологии интуиция – все лишь одна из форм мышления, заключающаяся в том, что человек на уровне сознания вроде бы никакую задачу и не решает. Он не замечает мыслительного процесса. Но на не осознаваемом уровне задача поставлена, и поиск не прекращается. В сознание выдаётся только результат, воспринимаемый как озарение: эврика! Пришло будто само. На самом деле озарению обязательно предшествует  сознательная постановка задачи.

4. Переход бессознательного решения в сознание. Проговаривание или запись результата.

Озарение иногда чрезмерно абсолютизируют. Говорят: творчество - это всегда неосознанно, всегда порыв, проявление чего-то скрытого в человеке. Переоценивая интуицию не стоит хотя бы потому, что это не последний этап творческого процесса.

Творческий процесс, протекающий вне сознания, более яркий. Многие писатели вносили в процесс творчества нечто помогающее (на их взгляд) достичь изменённого сознания.

Экстравагантный американский физик (не помню его имени) попробовал искать решение, приняв наркотик. Выйдя из-под его действия, он рассказывал, что ему пришло нечто гениальное. Но он забыл что именно. Принимая наркотик в следующий раз, учёный приготовил бумагу и карандаш. Контролируя себя из последних сил, он записал. придя в себя, он первым делом бросился к записи.

На смятой бумажке было написано "Банан большой, а школа ещё больше". Что это означало, так и осталось тайной. Всё потому, что интуитивное мышление не окончательный этап творческого процесса, который должен закончиться результатом. В состоянии изменённого сознания это невозможно.

Итак. В креативности сочетаются 3 способности человека.

  1. Способность ставить задачу и осмыслять результат.
  2. Способность к интуитивному осмыслению.
  3. Способность к рефлексии процесса.

Связь креативности и интеллектуального развития

Есть ли она вообще? П. Торренс определил так: взаимодействие двух этих самостоятельных качеств зависит от интеллектуального развития личности.

  1. При уровне интеллекта ниже 115-120 баллов они сливаются воедино. Развивая одно, развиваем другое.
  2. Перейдя через порог в 120 баллов, они расщепляются и становятся независимыми.
  3. При интеллекте > 175 баллов они снова превращаются в единое целое на новом уровне.

Креативность стоит развивать, потому что она помогает благополучно устроиться (социализироваться) в обществе даже при низком интеллекте.

Как и когда это лучше делать, далее...

Комментарии  

0 # Гала 22.05.2017 15:08
Очень доступно описано понятие креативности и способности человека, необходимые для её развития.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Алексей 22.05.2017 16:41
Вопрос креативности интересно изложен, но всё же без знания элементарных основ на которых базируется наука о философии обыватель, к сожалению, не склонен задумываться о том насколько он креативен.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Инесса 24.05.2017 16:36
Как вы доходчиво все объясняете! Интересно было читать! Спасибо за полезную информацию, узнала кое-что новое!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анна 22.07.2017 23:46
Спасибо большое за статью! Читать было очень интересно!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий