Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Если говорить о создании интеллектуальной базы для успешного обучения ребенка (в том числе для быстрого чтения), то нельзя обойти вниманием ассоциативное мышление. Сегодня я предлагаю вам материал об ассоциативном мышлении, о том, какое значение оно имеет в жизни, и как влияет на развитие ребенка.  И что делать, если оно развито слабо или не развито вовсе.

Все дело в  том, что наши память и мышление ассоциативны. Вы замечали, что какое-то слово или выражение, или запах, или действие вызывает определенные воспоминания.

Например, вы идете по улице, и до вас доносится запах свежеиспеченного пирога. Сразу в уме возникают воспоминания о доме, о маме, которая в детстве пекла пироги, о чаепитии, возможно, о друзьях и многих других вещах. Вот это и есть ассоциации.

Подбор ассоциаций будит в памяти массу сведений, что положительно сказывается практически на всех сторонах ума. Ассоциативное мышление полезно сказывается на скорости и продуктивности мыслительных процессов. Это очень хорошая тренировка для ума, недаром ассоциативное мышление называют мышлением гениев. Благодаря ему, человек (ребёнок в том числе) становится способным к созданию

  1. новых оригинальных идей,
  2. смысловых связей.

Развивается и поднимается на новый уровень воображение, интуиция.

Ассоциативное мышление – это особое мышление. Не новость, что у человека два полушария. У каждого своя задача. Левое мыслит словами, правое – образами. Так вот ассоциативное мышление соединяет их деятельность в нечто единое. И от этого получается совершенно новое качество, что тоже очень полезно для развития.

Большое значение ассоциации имеют для развития памяти. Каждый раз они поднимают с ее дна множество всяких сведений, которые, казалось бы, были давным-давно забыты, и таким образом  активизируют процессы припоминания и воспроизведения информации. А кроме этого значительно расширяется активный словарь ребенка.

Перед школой полезно проверить, умеет ли ваш малыш создавать ассоциации.

Тест на ассоциативное мышление

Возьмем 30 слов, знакомых ребенку: десять обозначающих предметы (имена существительные), десять действия (любые глаголы),  а десять – качества (имена прилагательные). Перемешаем их и напишем в столбик, чтобы справа от слова осталось место, где будут записаны ответы ребенка.

Слова (примерный набор): солнце, быстрый, мальчик, волчий, рисовать, высокий, быстро, петь, кровать, сердитый, летать, стакан, стол, смеяться, лес, холодный, друг, яблоко, прыгать, книга, красный, расти, дом, веселый, вода, брат, широкий.

Смотрите, где ребенок испытывает наибольшие затруднения: тратит много времени, не может подобрать слово и т. д. Здесь и нужно поработать.

Если ребенок затрудняется, то это может быть по трем причинам:

  1. не понял задания;
  2. не умеет находить ассоциации;
  3. боится высказывать свое мнение.

По качеству ответы можно разделить на две группы.

Высшие речевые реакции:

  1. когда дается качественная характеристика предмета: ответы типа солнце круглое, (желтое, греет), стакан - вода, красный - синий;
  2. в ответ на слово ребенок называет родовое понятие: стол - мебель, яблоко - фрукт;
  3. ответ по контрасту: смеяться - плакать, веселый - грустный, лес - поле.

Низшие речевые реакции:

  1. вместо ответа ребёнок задает вопрос: яблоко - "где?" "какое?" (такие ответы называются ориентировочными);
  2. отказные ответы: "не знаю";
  3. созвучные: типа "брат - брать";
  4. на 2, 3 и более слов отвечает одним и тем же, например, своим именем;
  5. просто повторяет предъявляемое слово: "дом - дом" или называет множественное число "дом - дома".

Тренировка ассоциаций

Ассоциации можно и нужно тренировать. Для дошкольника полезной будет приведенная ниже игра.

Дайте ребёнку такую инструкцию: "Я назову слово, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)". Слова называйте по одному. Получается как "вопрос-ответ"

Например:

  1. окно, стол, ботинки, море, девочка, дом, птица, посуда, дерево, карандаш, бабочка, собака, совок, огурец, самолет, соль, трава, корова, радуга, облако, диван, заяц, цветок;
  2. стоит, говорит, пить, расти, петь, шить, рисовать, бежать, смеяться, падать, дружить, слезать;
  3. королевский, желтый, большой, холодный, высокий, толстый, ветреный, хороший, сердитый, деревянный, лисий;
  4. быстро, светло, неправильно, поздно, сердито, сухо, высоко, старательно, весело.

Все эти слова можно перемешать, чтобы мозг ребёнка постоянно переключался. Это полезно, так как формируются важные качества ума: переключение и распределение внимания. Чтобы подобрать слова для предъявления, используйте орфографический или другой словарь.

Чтобы получить устойчивый результат, рекомендуется играть часто (5-6 раз в неделю) до тех пор, пока у ребёнка не будет получаться легко. Это примерно в течение 2 – 6 месяцев (у разных детей по-разному).

Сайт Нестандартные дети желает успехов!

Комментарии   

Наташа
0 #4 Наташа 04.09.2013 00:54
Полезная статья! Спасибо!
Цитировать
irina-se
0 #3 irina-se 17.07.2013 17:29
очень полезное упражнение, ребенку легче будет ориентироваться в потоке информации, который его ждет
Цитировать
Светлана
0 #2 Светлана 13.07.2013 07:22
Теперь я знаю, чем мы будем с детьми заниматься пока едем на дачу (ездим часто, а дорога длинная) - будем тренировать ассоциативное мышление.
Цитировать
Ирина
0 #1 Ирина 07.07.2013 11:11
Интересная тренировка ассоциаций. С ребенком вообще нужно заниматься все свободное и даже не свободное время. Не свободное время я имею в виду, вы возитесь на кухне, так посадите ребенка за стол и беседуйте с ним, займите его чем-нибудь. Пользы будет намного больше, чем ребенок будет один сидеть в комнате и заниматься непонятно чем.
Цитировать

Добавить комментарий


Галина Logo mama-pomogi.ru