Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Рисунки по этапам. Схематический рисунокРисунок – один из самых древних видов искусства, с помощью которого ребенок изучает окружающий мир и выражает внутренний мир, мир своих переживаний.

Детский рисунок информативен. По существу это рассказ, выполненный в форме образов, который необходимо учиться читать.

Есть две стороны рисунка

  1. техника исполнения
  2. и цвет.

Техника исполнения – это то, как ребенок изображает форму, как располагает предметы на листе бумаги. По совершенствованию формы и композиции можно судить о его продвижении в умственном развитии, потому что не только мозг учит руку, но и рука учит мозг.

Становление детского рисунка переживает несколько этапов. Периодизация, автор которой Георг Кершенштейнер, описана Л. С. Выготским в своих работах. Кершенштейнер не учитывал стадию "марания", не считая эту продукцию рисунком.

Стадии развития детского рисунка

1. Первую стадию называют стадией "марания"

Это пробы рисования. Ребенок создает линию без  "рисунка" в хаосе и нагромождении. Это стадия доэстетическая – значительная часть детского рисования подчинена не красоте, так как нет еще эстетической задачи как таковой.

Часто стадию «марания» сравнивают с гулением ребенка, когда ребенок овладевает "звуковой материей". По определению К. Бюлера это "фонетика рисования". Эта стадия продолжительна и неоднородна. Внутри нее есть ряд этапов, когда ребенок:

  1. подражает движениям взрослых,
  2. разглядывает каракули,
  3. рисует линии,
  4. повторяет каракули,
  5. рисует орнамент (овладевает первичной формой),
  6. появляется изображение.

2. Вторая стадия - появление образа.

Наступает тогда, когда малыш начинает видеть в своем рисунке какой-то образ.

Происходит переход от "мараний" к стадии примитивных изображений. Как долго она будет длиться, зависит от скорости формирования зрительно-двигательной координации, совершенствования моторного контроля.

В этот период дети постигают очень важный для развития факт: с помощью линий можно создать сплошные, массивные пятна, то есть одномерное движение может образовать двухмерные массы. У ребенка появляются умения рисовать некоторые другие формы: неровные круги, нечто напоминающее многоугольники, углы, отрезки линий.

3. Третья стадия - схематическое изображение.

Обычно она появляется у детей приблизительно с 4-5 года жизни. Существенное отличие стадии: ребёнок рисует по памяти, а не с натуры.

Считается, что детский рисунок на этой стадии является как бы перечислением, схематическим рассказом об изображаемом предмете.

Эта стадия тянется очень долго и проходит ряд ступеней от первых совсем примитивных схем до наполненных существенным содержанием. 

Л.С. Выготский считал детский рисунок на ранних этапах этой стадии предвестником письма. Но чтобы дойти до символов второго порядка – букв, ребёнку надо сделать еще одно открытие: рисовать можно не только образы, но и речь. В норме это происходит примерно в 6-7 лет.

4. Четвертая стадия - правдоподобные изображения.

Правдоподобное изображениеПроисходит постепенный отход от схемы и появляются попытки воспроизвести достоверный вид предметов. Предметы обрастают деталями.

Одновременно обогащаются темы рисунков: появляются пейзажи, внутренний вид домов и др. На данной стадии ошибки в рисунках еще не исправляются совсем или очень редко.

Самый обычный способ исправления – малыш бросает начальный рисунок и переходит к новому на новом листе. Процесс рисования пока увлекает больше, чем выполнение определенной задачи на изображение.

В конце стадии правдоподобных изображений ребёнок начинает рисовать с натуры. Часто взрослые (даже педагоги) думают, что рисовать с натуры гораздо легче, чем по памяти. На самом деле это не так. Прийти к самостоятельному изображению предметов с натуры без помощи педагога могут немногие дети. Большинство остаётся на стадии схематического рисунка.

Необходимо помнить, что бывает затруднительно приурочить каждую стадию формирования детского рисунка к определенному возрасту, так как здесь больше, чем в чем-либо другом сказывается индивидуальная одаренность и влияние обучения.

Вместе с тем детский рисунок дает достаточно четкую картину соответствия особенностей рисования и умственного развития. Именно поэтому психологи рассматривают диагностическое значение детского рисунка. Рисование умственно отсталых детей отличается отсутствием фазы активного «марания» и поздним появлением четвертой стадии.

Комментарии   
лера
0 #32 лера 10.01.2013 09:43
Я очень люблю рисовать. Мои рисунки берут на экспозицыи и я очень хорошо рисую, почти художник
Цитировать
путешественник
0 #31 путешественник 06.10.2011 05:41
Хм, кто б мог подумать =) Ваши слова меня заставили задуматься =)
Цитировать
Galina
0 #30 Galina 20.08.2011 08:36
Это многие дети делают. Прикрепите ему на стену обои обратной стороной. И места много для рисования, и обои в сохранности, и ругать малыша будет не за что.
Цитировать
Александр
0 #29 Александр 19.08.2011 18:52
Мой малыш Ростислав машинки рисует на обоях.
Цитировать
Ольга
0 #28 Ольга 09.08.2011 23:20
Я тоже всю жизнь мечтала научиться рисовать. Подростком копировала Брюллова, надеясь таким образом, что-то в себе выработать, но - увы.
У меня на сайте есть две книги - одна по копирайтингу, другая - по нишеванию, обе совершенно бесплатно переведены Алиной Даниель.
Я сходила к ней на блог из любопытства и выяснила, что Алина не только талантливый переводчик, Она еще и учит рисовать таких как я, у нее там своя методика какая-то по превращению всех желающих в художников.
В общем, думаю, как появится время, поучусь у нее.
Цитировать
Олег
0 #27 Олег 07.08.2011 17:24
У меня рисует уже лучше чем я. Ему 6 лет, в основном перерисовывает все журналы про черепашек-ниндзя. Получается почти как оригинал.
Цитировать
александра
0 #26 александра 27.07.2011 10:05
у меня дочь рисует с одного года и ей это очень нравиться !Нужно развивать эти способности ,ведь если у ребёнка появиться своё хобби с раннего детства это очень хорошо !
У вас замечательный сайт !
Цитировать
Марина
0 #25 Марина 25.07.2011 16:38
У нас в семье, когда дети были маленькими, мы писали и рисовали домашний журнал, состоявший из придуманных нашими детьми рассказов, стихов, рисунков, кроме этого взрослые писали для детей истории из своей жизни, советы детям. Это было самое интересное время для детей и для взрослых. Сейчас уже все выросли, но эту идею я сохраню для будущих внуков. Ведь когда-то они появятся!
Цитировать
Светлана
0 #24 Светлана 07.07.2011 12:38
Очень хорошо, когда ребенок много рисует. У него не только развивается чувство прекрасного, но он так самовыражается, и внимательно рассматривая рисунки можно понять его настроение.
Цитировать
zlatakrona
0 #23 zlatakrona 27.06.2011 10:17
рисовать могут все, но не все в это верят. а то и отбивают охоту к рисованию сами же родители своей критикой. я научилась рисовать за 10уроков, которые брала у художника. сумел-таки он раскрыть то, что долгие годы находилось под замком в моем сознании!
Цитировать
Добавить комментарий