Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Устный счётРодители первоклассников радуются, что в первом классе нет домашних заданий. Конечно, есть дети, которым это и не нужно.

Но превращать первые классы школы во второй детский сад не стоит. Начальная школа – база обучения. Без труда она не сформируется. Чем заняться? Полезно заняться устным счётом.

Учимся считать в уме 

Счёт в уме в школе частенько вызывает родительские нарекания: кругом калькуляторы, компьютеры, а тут какой-то дедовский способ. Поэтому требование учителя учить ребёнка умственным операциям с числами родителями воспринимается «в штыки». Даже если не так, внутренний протест существует.

Причина проста: хороший устный счёт не за один присест формируется. Надо время потратить, а взрослым лениво, дел много (будто есть дела важнее собственных детей). Дать калькулятор проще. Но! Не пройдёт много времени, и вы заметите некоторое отупение: даже сложение и вычитание в пределах двух десятков школьник будет выполнять на калькуляторе.

Между тем быстрые счётные операции в уме крайне полезны с практической точки зрения.

  1. Утилитарно: тебя никогда не обсчитают в торговой точке.
  2. Для умственного развития.

Устные операции с числами развивают скорость восприятия и мыслительных действий. Ведь и в современной жизни вовремя увидеть, ощутить опасность и принять решение – это крайне важные качества. Мозг похож на мышцу: не будешь тренировать – будешь тупеть.

Вычисления в уме – отличный тренажёр для этого ума. Навык можно сформировать у любого ребёнка. Понятно, что у флегматика и сангвиника или холерика он будет разный, потому что нервная система разная. И это надо учителю учесть.

Решение даже простеньких примеров на четыре арифметических действия увеличивает активность и работоспособность мозга на 50 %. Важно только решать примеры быстро.

Задания на устный счёт

Начните считать в пределах первого десятка. Задание простое, но не все приходящие в школу дети этим навыком владеют. Многие родители надеются на детский сад. Детский сад не всегда вычислительные навыки доводит до автоматизма. Это не его задача. Родителям стоит побеспокоиться самим.

Полезно проверить следующие навыки

  1. Предметный счёт. Отвечает на вопрос «Сколько?»

Иногда дети считают даже до ста беспредметно. Это говорит об их хорошей памяти. Но малыш произносит наименование числа, не связывая его с неким количеством, то есть без понимания сущности счёта. Начинайте тренировку со счёта всех предметов вокруг. Полезно считать так: одна ложка, две ложка, три ложки, четыре ложки, пять ложек и так до десяти. Заканчивайте счёт вопросом: «Сколько всего ложек?» Малыш научится ещё и согласовывать числительные и существительные, что для многих школьников проблема.

  1. Порядковый счёт. Отвечает на вопрос: «Который по счёту?»

Обычно рекомендуется с пяти-шестилетками. Но часть первоклассников им не владеет. Поставьте имеющиеся резиновые (или любые другие) игрушки друг за другом. Считайте так: первый, второй, третий и так далее. После того, как ребёнок пересчитает выставленные игрушки, задавайте вопросы: «Который по счёту медвежонок (лиса, зайка)?» Если ребёнок затрудняется, посчитайте вместе с ним.

  1. Обратный счёт.

Играйте так. Возьмите белый лист. Это "болото". Нарисуйте «кочки», по которым будете через него перебираться. Напишите на них цифры. Много раз в день переходите через болото туда и обратно. Когда навык обратного счёта закрепится, листок уберите и тренируйтесь считать без опоры.

  1. Счёт от заданного до заданного числа. Задание: посчитай от 3 до 8, от 9 до 6.
  2. Назови «соседей» числа: называете любое число, а ребёнок определяет числа до и после него.

Эти несложные навыки должны быть автоматизированы настолько, чтобы «от зубов отскакивало». От первого десятка переходите ко второму и всё отрабатывайте по списку.

Усложнение тренировки вычислительных навыков

Ученику (или дошкольнику), хорошо и быстро выполняющему перечисленные выше задания, тренировку следует усложнить. 

  1. Сложи все цифры номера машины.

Отличное упражнение. Выполняется в 2 этапа. Первый этап: складываем цифры номера каждой из стоящих во дворе машин. Отшлифовав навык без учёта времени, переходим ко второму этапу: складываем цифры номеров проезжающей машины, пока она не скроется из вида. Это тренировка с учётом времени.

  1. Реши пример быстро.

Напишите много примеров на одно действие. Задание: за 3 минуты надо решить их как можно больше. Не решающийся "с наскока" пример можно пропустить. К нему обратитесь потом. Главное – скорость, чтобы мозг ребёнка научился быстро искать наиболее рациональный в данном случае способ решения и не застревать на ошибках. Времени на выполнение специально даётся немного, максимум 5 минут, чтобы малыш не переутомился.

Задания надо усложнять по мере их освоения. Проводя такие тренировки систематически, вы со временем разовьёте у школьника не только навык быстрого вычисления в уме, но и много других полезных качеств, главное из которых – уверенность в себе. 

Комментарии  

0 # Елена 29.08.2015 08:50
Спасибо за интересные упражнения. Наш внук через год пойдет в школу, попробую с ним позаниматься.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина Парахонько 29.08.2015 17:34
Очень хорошие упражнения для счета. Мой внук любит считать, пока только до десяти. До школы нам еще 2 года стоит потренироваться с такими упражнениями.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий