Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Обучаемость Снижение обучаемости определённого числа школьников – одна из проблем современной школы. Дефицит двигательной активности (ползания) в раннем возрасте приводит к нарушению обучаемости. По мнению нейропсихологов это одна из причин сложностей с чтением. Нарушается взаимодействие полушарий мозга.

За что отвечает каждое полушарие можно увидеть на картинке выше.

Межполушарная асимметрия и обучаемость

Одно из полушарий у человека развито больше и называется ведущим. По характеру доминирования люди бывают:

  1. левополушарные,
  2. правополушарные.

У пяти-шестилеток доминирование (латеральность) должно быть сформировано. Однако бывает, что этого не происходит. Иногда выделяют ещё тип равнополушарных людей (амбидекстров). Тут могут быть два варианта развития.

  1. У человека уже сформирована латеральность (например, ведущая рука известна с раннего возраста), но он хочет (или родители хотят) работать и второй рукой также ловко. Ну и всячески развивает её. На ум сразу приходят переученные левши.
  2. Латеральность изначально ещё не сформирована. Такое тоже часто бывает у детей с нарушением межполушарного взаимодействия, например, у ребят речевых групп детских садов и учеников речевых школ.

Первый вариант приветствуется, второй нет - он часто патологичен. Кроме того, надо учесть тот момент, что скорость формирования левого полушария у мальчиков ниже, чем у девочек.Мозолистое тело

Соединяются полушария между собой «мостиком» - мозолистым телом. Именно через него идёт обмен информацией и координируется деятельность полушарий.

Мозг должен работать, как единое целое. Нарушения проводимости «мостика» вызывает искажение познавательной деятельности детей, что также снижает обучаемость. Ведущему полушарию приходится принимать на себя основную нагрузку, другое же блокируется. Полушария работают без связи.

В результате:

  1. нарушается пространственная ориентировка,
  2. неадекватны эмоциональные реакции,
  3. недостаточно координированы работа зрения и слуха и работа пишущей руки.

Примеры блокировки полушарий

Блокировка левого полушария Блокировка правого полушария
1. Легко рисует пространственные фигуры, но не может назвать их и пишет с большим трудом так как аналитическое мышление и письмо – функция левого полушария

2. Воспринимает речь нормально, но способность к устной речи ограничена

1. Не в состоянии нарисовать правой рукой даже простейшую геометрическую фигуру, так как рисование пространственных фигур – функция правого полушария.

То есть школьник не в состоянии читать и писать. Какая обучаемость может быть? Такие ребята неравномерно развиты в интеллектуальном плане. Отдельные функции могут быть развиты очень даже прилично. Но ряд незрелых мозговых функций снижают обучаемость.

Например, уже дошкольников трудно обучить рисованию, и в школу они приходят, обнаруживая слабость изобразительно-графических навыков. Аналогичная ситуация с речевыми навыками, что приводит к слабости вербально-логического мышления в школе. Чаще всего эти расстройства имеют место при поражении у школьников левого полушария.

Определить предрасположенность к нарушениям письма и чтения можно с помощью простенького теста.

Тест на предрасположенность к нарушениям письма и чтения

Инструкция. Предложите ребёнку завести одну руку за спину. Притроньтесь кисточкой к фалангам пальчиков (1-я и 3-я фаланги любого пальчика, кроме большого; все 8 вариантов). Порядок произвольный. Ребёнок показывает большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальчика взрослый прикоснулся.

Результаты теста

30 % и более неправильных ответов
  1. Предрасположенность к дизлексии и дизграфии.
  2. Нарушено межполушарное взаимодействие.

Способы повышения обучаемости

Помочь детям повысить их обучаемость можно через специальные двигательные упражнения для мозга. Эти упражнения для мозга поддерживают его активность за счет улучшения координации полушарий.

Проблема нарушения межполушарного взаимодействия и обучаемости настолько широко распространена, что в ряде школ за рубежом введён ежедневный урок кинезиологии, полностью посвящённый упражнениям для мозга.

Когда такие занятия проводятся систематично, то признаки дизлексии постепенно уходят, вообще улучшается обучаемость, потому что

  1. повышается эффективность межполушарных связей,
  2. улучшается память и концентрация внимания, ориентировка в пространстве.

Рекомендуемые упражнения для мозга полезно выполнять взрослому вместе с ребёнком. Поначалу надо делать их медленно, потому что взрослые обладают удивительной способностью не слышать своё тело. Именно поэтому сперва надо делать упражнения медленно, чтобы научиться слышать своё тело.  По мере формирования связей в мозге упражнения потребуется усложнять.

Игры и упражнения для мозга

Упражнение «Перекрёстные шаги»

Начните с этого исключительно простого упражнения. Понаблюдайте, как ваш ребёнок ходит или даже ползает. Ползать и ходить можно по-разному:

  1. гомолатерально – вперёд двигается одна половина тела (нога, рука, плечо…), потом другая;
  2. контрлатерально – перекрёстным шагом.

Очень многие люди ходят гомолатерально, выдвигая вперед то одну сторону, то другую. Как медведи. Есть люди, которые ухитряются ходить только ногами, всё остальное тело остаётся без движения. Чтобы включить мозг, надо маршировать. Например, в армии, когда много маршируют, ребята меняются на глазах: меняется фигура, появляется какая-то странная уверенность, больше сил появляется. Маршировка – очень древний способ перекрёстного шага.

Ребёнок ползёт контрлатерально, идёт интегрирование  работы обоих полушарий через мозолистое тело. Обычная походка человека и есть перекрёстный шаг. Маршируйте с ребёнком. Поиграйте в солдат. Благо, что дети это дело очень любят.

Инструкция. Станьте прямо. Ноги параллельно на небольшом расстоянии. Руки согнуты в локтях по углом 90 градусов. Шагаем на месте перекрёстным шагом. Бедро поднимаем настолько, чтобы оно коснулось согнутой под прямым углом в локте. Не локтем тянемся, а плечо идёт вперед. Тело как бы складывается. Делать это можно стоя, лёжа, сидя. Столько раз, сколько захочется.

Когда полушария выступают интегрировано, мы можем думать и двигаться одновременно, что крайне важно. Мы более активны и полны энергии.

Ещё раз повторюсь. Упражнения для мозга надо делать медленно. Способность человека схалтурить, она феерическая. Поэтому лучше медленно. Лучше чувствовать, как плечо идёт к бедру.

Мозг имеет привычку внимать медленным движениям и повторам. Он закрепляет мозговые схемы за счет повторов и считывания медленных движений. Хотите активировать определённые зоны, хотите создать новые нервные связи, выполняйте упражнение для мозга «Перекрёстные шаги» каждый день хоть недолго, хоть по 1 мин, но достаточно длительное время, месяцами. Это касается не только детей, особенно школьников, но и взрослых.

Обучайте и переобучайте мозг. Почувствовали, что вы «дохлые», вялые, сделайте «Перекрёстные шаги». Надо маме на работе включиться, ребёнку перед контрольной, сделайте упражнение для мозга. Упражнения для мозга влияют на обучаемость напрямую.

Продолжение следует… 

Комментарии  

0 # Алёна Кравченко 12.08.2015 18:11
Скоро школа, ваши советы как никогда актуальны для детей взрослых. У нас в классе половину хотят быть отличниками, но не у всех получается)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Татьяна 12.08.2015 19:26
Тест с пальчиками и кисточкой интересный :)) Доча воприняла это как игру и просила продолжения.
Пару раз ошиблась, но в целом всегда отгадывала точно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Анжелика 13.08.2015 13:23
Хорошие рекомендации и упражнения для развития деток. Все родители хотят, чтобы их ребенок был самым талантливым и успешным.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга Орлова 13.08.2015 19:38
Хорошие упражнения, интересно моей дочке делать. Пусть перед школой развивается.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий