Часто родителей интересует психическое развитие ребенка: укладывается ли он в показатели большинства сверстников, опережает их или, наоборот, отстает. Психическое развитие ребенка до 1 года оценивается по 4 критериям: сенсорная деятельность, эмоциональное общение, моторика, речь.
Ниже приведены факторы психического развития - средние показатели. Так как младенец (ребёнок до 1 года) развивается очень интенсивно, то оценка развития проводится каждые 4 недели.
Необходимо также помнить, что:
- каждый ребёнок развивается в собственном темпе,
- задержка может носить временный характер.
Например, ребенок может начать ходить в период с 8 месяцев до полутора лет, заговорить в 1 год и в 3 года. И это будет нормой, просто её разными вариантами.
Если вас что-то обеспокоило в развитии малыша, обратитесь к специалисту.
Показатели психического развития ребенка до 1 года
4-я неделя
- Издаёт неопределенные звуки, выкрики.
- Всматривается в наклонившегося над ним человека.
- Вздрагивает и прислушивается к сильному звуку.
- Удерживает голову непродолжительное время.
8-я неделя
- Издаёт тихие сонорные и горловые звуки.
- Улыбается, когда с ним разговаривают.
- Следит глазами за движущимся предметом.
- Удерживает голову, когда его берут на руки.
12-я неделя
- Гулит чаще и более продолжительно.
- Реагирует оживленно.
- Следит за движущимися предметами.
- Хорошо держит голову, упирается ножкой.
16-я неделя
- Различает голос и тон при разговоре.
- Смеётся громко, если его развлекают.
- Пытается взять рукой игрушку.
- Поворотом головы реагирует на звук.
20-я неделя
- Различает голос и тон при разговоре.
- Выделяет знакомых и незнакомых людей.
- Захватывает игрушку, которую ему дают, и удерживает её в руке.
- Переворачивается со спины на живот.
24-я неделя
- Произносит случайные словосочетания.
- Внимательно рассматривает своё отражение в зеркале.
- Самостоятельно берёт игрушку и играет.
- Пытается ползти.
28-я неделя
- Выговаривает длинные словосочетания.
- Радуется доброжелательному человеку.
- Длительное время играет игрушками.
- Пытается самостоятельно есть.
32-я неделя
- Реагирует на своё имя, с удовольствием лепечет.
- Узнаёт знакомые лица.
- Избирательно пользуется правой и левой рукой.
- Стоит с посторонней помощью.
36-я неделя
- Реагирует на своё имя.
- Просится на руки к знакомым.
- Держит предмет между пальцами и ладонью.
- Стоит, держась за опору.
40-я неделя
- Проявляет интерес к картинкам в книгах.
- Откликается на действия взрослого, понимает вопросы типа "Где собачка?". Реагирует на игровые действия взрослого "Ладушки", "Коза" и др.
- Выполняет целенаправленные действия взрослого: открывает и закрывает коробочки, снимает колечки со стержня, точно направляет руку к предметам различной величины.
- Самостоятельно садится и встаёт, переступает вдоль барьера.
44-я неделя
- Различает предметы по назначению (пытается нести предметы одежды к соответствующим частям тела, тянется к выключателю и др.).
- Осознанно произносит слова "мама", "баба", подражает различным звукам, понимает большое количество слов.
- Координировано держит карандаш, самостоятельно толкает игрушечный автомобиль.
- Устойчиво стоит сам, уверенно проходит несколько шагов, затем ползёт к намеченной цели.
48-я неделя
- Понимает слово "нельзя", произносит 6 – 10 слов, подкрепляя их жестами и мимикой.
- Пытается общаться со взрослыми, произносит слово "дай-дай". Слушает музыку и эмоционально откликается на неё.
- Выполняет орудийные действия: снимает и надевает колечки пирамидки, открывает крышку пластмассового ведёрка, вынимает и кладёт туда предметы.
- Самостоятельно ходит.
Комментарии